Среда, 17 июля 2024

29 мая 2020
Елена Кузьмина

В новгородских крестах-энколпионах не нашли костных останков

Учёные Института археологии РАН и НИЦ «Курчатовский институт» изучили древнерусские энколпионы – кресты с вложенными в них христианскими реликвиями. Среди исследованных были и три креста-энколпиона из Великого Новгорода.

Нейтронная томография, инфракрасная спектроскопия и другие неразрушающие методы позволили обнаружить следы или остатки вложений между створками крестов. Вопреки ожиданиям, среди вложений не оказалось костных остатков, зато были найдены фрагменты ткани, нитей, волос и растений, сообщается на сайте Института археологии РАН.

– Археологи и искусствоведы давно изучают энколпионы: описаны их типы, художественные особенности, определены возможные пути появления на Руси, – сказал директор Института археологии РАН, академик Николай Макаров – Но до сих пор не было известно, какие реликвии помещали в кресты. Предполагалось, что ими могли быть частицы мощей мучеников и предметов, связанных с местами их жизни. Сейчас мы смогли исследовать вложения в закрытых энколпионах с помощью современных естественнонаучных методов и понять, какие предметы люди почитали как святыни и вкладывали в кресты в домонгольскую эпоху.

Энколпионами называют двустворчатые кресты домонгольского периода, внутри которых помещались почитаемые реликвии (кресты позднего времени в российской научной традиции принято называть складнями или мощевиками). 

Считается, что первые энколпионы были созданы при монастырях в Малой Азии, на Балканах и Дунае примерно в VI-VII вв. На Русь, вероятно, традиция пришла вместе с другими культовыми предметами на начальном этапе христианизации.

Круг предметов, которые помещались в реликварии, был весьма широк. Так, перечисление реликвий, помещённых в ковчег архиепископа Дионисия Суздальского, занимает несколько строк: это фрагменты «Животворящего креста», хитона Христа, багряницы, тернового венца, камня от столба бичевания и частица камня от гроба Спасителя, частицы крови и воды, истекшей из ребер Христа.

В напрестольном кресте Ефросинии Полоцкой и воздвизальном кресте из Софийского собора в Великом Новгороде находились частицы от Голгофского креста. Но до последних лет было неизвестно, какие реликвии помещали не в статусные ставротеки, а в кресты, которые носили незнатные люди.

– Энколпионы обычно находят открытыми, и чаще находят только створки, – пояснил Николай Макаров. – Находки закрытых энколпионов довольно редки. Раньше, когда находили закрытые энколпионы, их отдавали реставраторам, которые при работе помещали кресты в кислоту – понятно, что внутри ничего не оставалось. Поэтому среди огромной научной коллекции к началу 2000-х гг. закрытых энколпионов, с содержимым которых можно было бы работать, были единицы.

Развитие неразрушающих естественнонаучных методов позволило поставить новую научную задачу – исследовать содержимое вложений. Первая попытка определить, какие реликвии находились в энколпионах, была предпринята в 2006 году группой петербургских археологов. С привлечением методов оптико-электронной микроскопии и биофотометрии были изучены вложения семи энколпионов, в том числе древнейшего из известных крестов-реликвариев, найденных на Руси и датируемого первой четвертью X в. Как показало исследование, в шести крестах находились костные остатки в воскомастичной смеси, а в одном – шерстяная нить.

Для последнего исследования были взяты 14 закрытых энколпионов, 11 из которых были найдены на селищах округи Суздаля и Юрьева Владимирской области, и три – в Великом Новгороде.

Изучение вложений было проведено в Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт». На первом этапе были исследованы закрытые энколпионы. С помощью стереомикроскопа STEMI-2000 артефакты были осмотрены при различных увеличениях. Это позволило определить основные технологические приёмы их изготовления, сохранность запорных штифтов и строение створок крестов. 

Затем, чтобы определить заполнение внутренних полостей, закрытые кресты были изучены методом нейтронной томографии на станции «Дракон» исследовательского реактора ИР-8. На основе данных томографии были построены 3D-модели пяти энколпионов, что позволило зафиксировать пространственное расположение вложений до проведения разрушающих лабораторных анализов.

На втором этапе исследования створки энколпионов были раскрыты, а содержимое во внутренних полостях извлечено и изучено с помощью методов оптической микроскопии, газовой хроматографии и газовой хроматографии/масс-спектрометрии (ГХ-МС), инфракрасной спектроскопии (ИК) с преобразованием Фурье. Продукты коррозии створок были изучены с помощью метода порошковой рентгеновской дифракции. Для определения состава сплава, из которого были изготовлены кресты, створки были изучены с помощью методов растровой электронной микроскопии (РЭМ) в сочетании с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом на растровом электронно-ионном микроскопе Versa 3D (метод SEM-EDS).

Как показало исследование, кресты представляют собой продукцию, которая производилась для массового потребителя: из недорогих материалов и большими сериями. Все рассмотренные предметы с большой долей вероятности были изготовлены древнерусскими ремесленниками.

Среди вложений исследователи обнаружили ладан, смесь воска и ладана, завернутую в льняную ткань, фрагменты льняной, шелковой, конопляной ткани, остатки травянистого растения, которое не удалось идентифицировать. В одном из крестов сохранились частицы дерева и смолы, завернутые в льняную ткань. Анализ щепы методом ИК-спектроскопии позволил определить породу дерева – хвойное из семейства сосновых.

В одним из вложений среди остатков оказался человеческий волос, завернутый в ткань из козьей шерсти. Один из исследуемых энколпионов оказался пустым.

– Когда мы брались за это исследование, то ожидали, что во вложениях обнаружим следы мощей, – отметил Николай Макаров. – Оказалось, что всё намного сложнее. Мы не нашли остатков костей, но это не означает, что отсутствие частиц мощей – это отклонение от некой нормативной практики.

По словам учёного, мощи немногочисленных русских святых, канонизированных в домонгольское время, в период со второй половины XII по XIII в. по большей части ещё были недоступны для паломников. Поэтому вложениями в энколпионах могли оказаться другие святыни – например, реликвии из паломничества в ближайший храм, где находилась чудотворная икона.

– Изучение крестов-реликвариев и находившихся в них вложений позволяет прояснить особенности христианской культовой практики домонгольской Руси: мы убедились, что строгих правил, регламентирующих вложения, не было, и что традиция ношения энколпонов была укоренена среди людей самого разного социального статуса, – пояснил Николай Макаров.

Исследование вложений будет продолжено: в лабораторию НИЦ «Курчатовский институт» передано еще 5 энколпионов с закрытыми створками.

Теги: Археология, история