Напомним, «НВ» совместно с Министерством культуры и Кинокомиссией Новгородской области запустили проект «Вторые роли крупным планом», герои которого - новгородцы, принявшие участие в съёмках кино и телесериалов, проходивших на территории области.
В монологах жители Новгородчины, участники эпизодов или массовых сцен, передают свои впечатления от приобщения к искусству кино, делятся интересными историями, произошедшими за кадром.
Публикации проекта можно найти на сайте «НВ» и в соцсетях под хэштегом #Вторые_роли_крупным_планом, #Культура_ряДОМ
Ещё один герой проекта Владимир Сапожников – сотрудник «Новгородоблэлектро», идейный вдохновитель и создатель конно-трюковой группы «Новгородские витязи», а кроме того человек творческий и деятельный.
На съёмки телесериала «Рюриковичи» я и мои товарищи попали благодаря знакомству с новгородскими реконструкторами. Один из них рассказал, что киностудии требуется массовка, которая может уверенно держаться в седле.
«Новгородские витязи» работают в шоу-формате, и мне всё равно, на какую эпоху выступать. Как-то на празднике в Трубичине мы оделись в гимнастёрки и были «казаками». Ну а в «Рюриковичах» снимали нас в разных эпизодах, а эпизоды эти были «разбросаны» по всему средневековью. Поэтому кем мы только не были от XIIдо XVI века, включая татар… И это отдельная удивительная история, рассказывающая о мастерстве гримёров, сумевших сделать из русских мужиков с круглыми лицами совсем другую нацию. После такого перевоплощения мы решили, что при случае будем использовать грим и на своих выступлениях. Это делает образ цельным, завершает его.
Кстати, когда мы были татарами, нас обещали «размножить». Сначала с одной точки снимали четырёх всадников, потом мы перемещались, и нас снова снимали. И снова, и ещё... Сказали, что потом кадры сведут, размножат и станет нас не четверо, а четыреста – пойдёт орда.
На съёмках мы показывали и шаг, и галопом изображали гонцов, летящих стрелою. Стояли, ездили верхом и просто шли пешим порядком.
Кроме нас на площадке присутствовали и профессиональные конные каскадёры. Интереснейший момент, когда с их участием снимался эпизод с волочением. Дело было на Ильменском глинте. Наша задача была простая. Снимали снизу, а мы загнали лошадей наверх. К нам присоединился профессиональный каскадёр, вместе с которым мы по краю неслись галопом, насколько это позволяла площадка. Затем каскадёр вырывался вперёд, а мы придерживали лошадей. Дубль за дублем, кадр за кадром, некоторые лошади были со скачек – разносились. В итоге каскадёр сказал режиссёру: «Ещё один дубль и мы вместе уйдём в овраг…».
Только благодаря нашей изначальной подготовке, мы с конями совладали.
Кстати, когда мы первый раз пришли на площадку, коневладельцы были приятно удивлены тем, что это не просто реконструкторы. Нам не надо объяснять, как именно вести себя с лошадью, что нужно ослаблять подпругу. Я думаю, для них было радостью, что в этом деле мы кое-что понимаем. Хозяева лошадок сразу успокоились: с животными ничего не случится.
По одному из своих высших образований, я военный. Для меня ждать в полной форме – это нормально, хотя, конечно, маяться в ожидании своей очереди на съёмочной площадке утомительно для любого человека. Зато разобраться в кухне процесса и познакомиться с работой профессионалов было очень интересно. Опять же мне выпала возможность увидеть и пиротехнические и массовые съёмки.
А потом, когда сериал вышел, из всех тех эпизодов, в которых мы снимались, я увидел нас только полторы секунды ночью – на переправе. Большинство моментов в чистовой вариант не вошли, хотя я и предполагал, и надеялся, что может быть где-то хорошо мелькнём.