Понедельник, 23 декабря 2024

13 июня 2020
Елена Кузьмина

В Великом Новгороде возрождается золотошвейное искусство

Золотошвея и хранитель Софийского собора в Великом Новгороде Лилия Лепшина в интервью сайту Новгородской епархии рассказала об искусстве золотого церковного шитья. 

Новгородка по своей первой профессии экономист, но уже 18 лет является золотошвеей. Сначала она работала в церкви Успения Божией Матери в Колмове, потом перешла на работы в Софийский собор. 

Чтобы обучиться искусству золотого шитья, новгородка прошла учёбу в школе церковного шитья «Убрус» в Петербурге на Оптинском подворье, трижды посетила двухнедельные курсы: сначала по орнаментальному, затем лицевому шитью, а также по изготовлению митр и столповому письму. Кроме того, Лилия три раза ездила на стажировку в отделение лицевого шитья при Иконописной школе Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре и два года училась в Свято-Тихоновском университете в магистратуре на факультете Церковных художеств. А началось всё с того, что женщина побывала на выставке церковного шитья в Грановитой палате новгородского Кремля.

– Была поражена этим искусством! – сказала Лилия Лепшина. – Начала обучаться золотошвейному мастерству у народного мастера по вышивке русских народных головных уборов – Дины Константиновны Чайниковой в Доме народного творчества, но вскоре поняла, что хочу заниматься именно церковным шитьем. 

Недавно новгородка сшила хоругви для Софийского собора. 

– Эти хоругви изначально задумывались для церкви Успения Богородицы, – пояснила Лилия. – Настоятель храма протоиерей Николай Ершов благословил их вышивать, он же подобрал состав святых на хоругвь со Спасом. На одной хоругви изображен Спас Нерукотворный – это копия ростовской иконы XIII века, хранящейся в Третьяковской галерее. На каймах хоругви вышиты избранные новгородские святые: святители Никита и Иоанн, преподобные Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Антоний Римлянин и князь Владимир с моделью Софийского собора.

По словам золотошвеи, хоругви вышиты в стиле XVI века, потому что шитья XII века сохранилось очень мало. 

– Мы можем только догадываться, как тогда вышивали, рассматривая единичные экземпляры в музеях, – сказала Лилия Лепшина. 

Как заключила она, искусство золотого церковного шитья в Великом Новгороде возрождается.

– Сейчас, конечно, много машинного и компьютерного шитья, – говорит Лилия. – В определенных случаях оно просто необходимо, так как количество храмов растет, золотошвей на всех не хватает. Однако, я очень рада, что у нас, в Новгороде, это искусство возрождается. Ручное шитье отличается от механического. Если при ближайшем рассмотрении вы сравните лики, вышитых вручную и с помощью компьютера, то, даже не будучи специалистом, отдадите предпочтение ручному шитью, я не сомневаюсь. Человеческая рука  – это не механизм.

Ответы на другие вопросы: что такое церковное шитье, как оно развивалось, какие ните используют золотошвеи... – можно найти в интервью с новгородкой.   

Посмотреть фотографию

Теги: История, традиции, религия, православие