Суббота, 23 ноября 2024

20 июля 2020
Мария Клапатнюк

Новгородский музыковед Татьяна Берфорд приняла участие в работе над словарем «Музыкальный Петербург»

Недавно в петербургском издательстве «Композитор» вышел 15-й том энциклопедического словаря «Музыкальный Петербург». Объём тома составляет свыше семисот страниц. Это вторая серия значимого многотомного проекта, посвящённая музыкальному Петербургу и музыкальной истории России XIX века (до 1861 года). В проекте участвуют ведущие учёные страны и среди них — новгородский музыковед, кандидат искусствоведения, исполняющая обязанности руководителя Центра музыкальной культуры имени Рахманинова Татьяна Берфорд. 

- Работа над словарём “Музыкальный Петербург. XIX век” началась более десяти лет назад, — рассказывает  Татьяна Валерьевна. — Изучение ранее неизвестных или неисследованных источников привело к поразительным результатам: привычный музыкально-исторический ландшафт Петербурга и России стал меняться на глазах. Обнаружилось много интересного и неожиданного. Знаете ли вы, что первая консерватория у нас могла появиться ещё при Александре I, а не в 1861 году? Знаете ли вы, кому из заграничных скрипачей при императорском дворе платили самый большой оклад, и кто из русских скрипачей окончил Парижскую консерваторию? Документы раскрывают почти детективные истории: оказывается, великий Анри Вьётан проходил в Петербурге свидетелем по уголовному делу, а не менее великий Генрик Венявский в юности проиграл в концерте-соревновании какой-то девчонке — тоже, впрочем, оказавшейся великой скрипачкой… Словом, тот, кто заглянет в 1-й (15-й по сквозной нумерации) том “Музыкального Петербурга”, посвящённый XIX веку, найдёт немало удивительного и неизвестного.

В региональном минкульте напомнили, что Татьяна Валерьевна Берфорд – автор двух книг и порядка ста научных работ, опубликованных как в России, так и за рубежом (Австралия, Бельгия, Великобритания, Италия, Швейцария), обладатель многих грантов российских и зарубежных научных фондов, а также переводчик поэзии. В 2011 году авторитетная московская газета «Музыкальное обозрение» признала монографию Берфорд «Николо Паганини: Стилевые истоки творчества» лучшей книгой-исследованием года.

В Центре музыкальной культуры имени Рахманинова Берфорд организовала и уже четыре года ведёт проект «Искусство слышать» (Музыкальная гостиная).

Теги: Татьяна Берфорд, музыка, Музыкальный Петербург