Пятница, 29 ноября 2024

31 июля 2020
Мария Клапатнюк

Новгородский музей-заповедник открывает выставку одного предмета: «Прорубая столетия. История реставрации одного топора»

Сегодня, 31 июля, в Главном здании Новгородского музея-заповедника начинает работу выставка одного предмета «Прорубая столетия. История реставрации одного топора». Посетители увидят топор с рукоятью, датированный ХIII-XIV веками. Он был обнаружен Новгородской археологической экспедицией в 1989 году на Троицком раскопе. 

Топор с удлиненным лезвием и круглым обухом выкован из железа, имеет круглую в сечении деревянную рукоять длиной 61,5 см. С 5 февраля по 17 июня 2020 года предмет находился в реставрационной мастерской Новгородского музея-заповедника. Работы проводила художник-реставратор по металлу Наталья Ганусяк.

Топор поступил после первичной реставрации: потемневшая рукоять с трещинами, утратами, следами старой мастиковки была склеена из двух фрагментов, на древесине рядом с металлической частью просматривались черные пятна, внутри разлома видны гвозди и следы смолы. Сам топор имел раковины от продуктов коррозии, осыпи, трещины, утраты, органические загрязнения, металл был частично минерализован.

- При реставрации топор был отделен от топорища, подвергнут электрохимической обработке в 10% растворе щелочи с цинком в течение 4 часов. После сушки предмета в термостате при температуре 110 С, скальпелем под микроскопом были удалены продукты коррозии с помощью крацовок и лабораторного микромотора, стабилизирована поверхность, восполнены утраты металла, масляной краской тонированы места восполнений участков, нанесено консервационное покрытие, - рассказали в пресс-службе Новгородского музея-заповедника. 

Топорище очищалось от органических загрязнения при помощи теплой дистиллированной воды. На месте расположения топора древесина рукояти прогнила, почернела и распалась на фрагменты. Данный участок очищался при помощи растворителя (скипидар, спирт, вода в пропорции 1:1:1). Так же были удалены следы предыдущей реставрации (гвозди и следы смолы), рукоять была восстановлена в местах утрат, места восполнений тонировались акварельной краской. Рукоять законсервирована с помощью микрокристаллического воска.

Теги: Новгородский музей-заповедник, реставрация, топор