Четверг, 09 января 2025

13 сентября 2020
Анна Мельникова

Фольклорный театр «Круговина» вернулся из этнографической экспедиции по Пестовскому району

В сентябре после вынужденного творческого перерыва из‑за коронавирусной инфекции фольклорный театр «Круговина» откроет новый сезон. Выступит на Дне города и юбилейных X Русских Ганзейских днях, а потом, дай Бог, вернётся в привычную колею — будет давать представления по сюжетам народного календаря: Капустки, Покров, Рождество… И хороводный цикл «круговина» с наборными припевками, круговыми и расхожими песнями вновь будет запущен.

О том, при каких условиях живёт традиция, мы беседуем с руководителем «Круговины» Яной КИРЕЕВОЙ и участницей коллектива Мариной КАЗАКОВОЙ.

— Когда были введены жёсткие меры самоизоляции, мы не отчаялись — стали создавать клипы и даже ролик про самоизоляцию сняли, — с улыбкой говорят женщины. — Готовимся к новому сезону, набираем детей в возрасте от трёх до семи лет в нашу этностудию «Кот Васенька».

Недавно коллектив вернулся из этнографической экспедиции по Пестовскому району. По словам Яны, важно не только записать у местных жителей — как правило, бабушек — фольклорный материал, но и проникнуться деревенской атмосферой.

— Поехали на три дня на своих личных машинах, — рассказывает Яна. — Это даёт нам возможность разделиться и отправиться по разным деревням. Побывали в Малышеве у своих давних знакомых бабушек, подружек-веселушек Лидии Ивановны и Лидии Павловны. Им уже за восемьдесят. Стараемся перенять их речь, диалектные слова, манеру говорить. Пляску-шмыкалку с шаркающим шагом, «Семёновну» с переходом на русского, солому в деревне Малышево увидели. В общении с нами бабушки вдруг какую-нибудь старинную песню и напоют или выдадут интересные поговорки, пословицы, которые мы прежде не знали. Например, «Святая Троица, помоги пристроиться» впервые услышали в пестовской деревне Чёрное.

Любая поющая бабушка из новгородской глубинки для «Круговины» — явление. И пока будут носители традиции, будут и экспедиции. Впрочем, её участники обращают внимание и на материальные вещи. Прялки, веретёна, рубели, части ткацкого стана всегда составляют богатство настоящего фольклориста.

— Самая ценная наша находка — самопряха, прялка с колесом, — говорит Яна. — Но счастливы мы были бы, если обнаружили бы полностью сохранённый ткацкий стан. А однажды в одной из экспедиций удалось отыскать отрез ткани Барановской мануфактуры — это тоже большая удача.

К слову, барановские платки из красного ситца, отличающиеся филигранно нанесённым рисунком, имеются у всей женской части «Круговины». В наряде — никакого «по образу и подобию». Он максимально приближен к подлинному.

— Современные мастера пытаются заниматься копиями барановской ткани, но воссоздать технологию её производства не могут. Сразу видно, где — старинный платок, а где — новодел, — объясняет Марина.

Фольклор — это не только песни и пляски. Это комплексный жанр, где важное место занимают рукоделие, бытовые предметы. И если отбросить в нём хотя бы один элемент, он потеряет свою специфику.

— Наше творчество даёт возможность городским жителям увидеть, как было раньше, — продолжает Марина. — Мы строго относимся к костюмам, к музыкальному сопровождению. Ничего не придумываем и не добавляем для того, чтобы стало красивее или зрелищнее. Особенно нам нравится проводить интерактивы, устраивая хороводы, вечёрки, люди с удовольствием идут на контакт. Особенно приятно, когда молодёжь интересуется традициями наших предков.