Пятница, 03 мая 2024

19 сентября 2020
Елена Кузьмина

На выставке в церкви Жён Мироносиц в Великом Новгороде можно увидеть, что носили деревенские щёголи в XIX веке

Вчера, 18 сентября, в церкви Жён Мироносиц на Ярославовом дворище в Великом Новгороде открылась выставка «Деревенские щёголи». На ней можно увидеть более 60 праздничных мужских костюмов, которые носили в новгородских деревнях в XIX веке и первой трети XX века. Половину из них демонстрируют впервые, рассказали в пресс-службе Новгородского музея-заповедника.

К середине XIX века на территории Европейской России сложился определенный комплект одежды «на выход» для парней и молодых женатых мужчин, пояснили в музее. Многие элементы костюма были заимствованы из близлежащих городов.

Аксессуары, подарки – «гостинцы», приобретённые на заработках в городе, – должны были быть непременно редкими в деревне. Они являлись для парня своеобразным символом пройденного испытания. «Городской» вид добавлял почёта и уважения.

Щёголи – или как их ещё называли, бахвалы – любили похвастаться своим нарядом. Щеголеватых парней в деревне называли «питенбур», «петербур», так как чаще всего уходили на заработки именно в Санкт-Петербург.

«Питенбур» выглядел в праздник так: «брюки на улицу, то есть поверх смазанных сапог, в пинжаке, жилете, белой крахмальной сорочке, при часах и картузе».

Вся одежда шилась из материала, купленного на ярмарке, или приобреталась в городе. На смену деревенским портам из домотканины пришли брюки, льняным рубахам («косовороткам») – рубашки из шёлка и атласа. Особой стати мужской фигуре добавлял жилет, одетый поверх рубашки.

Часы с цепочкой относились к предметам роскоши, демонстрировали достаток крестьянской семьи и приобретались уже для совершеннолетнего сына, который начинал «женихаться». Франтоватые парни и мужчины укладывали часы в карман жилетки, а цепочку продевали через прорезную петлю таким образом, чтобы она свешивалась и была хорошо видна.

На голове молодые люди носили кожаные или матерчатые картузы и шапки. По праздникам картузы украшали по околышу шелковой лентой или тесьмой, за которую в нескольких местах затыкали живые или искусственные цветы.

Но наряду с щегольством деревенская молодёжь ценила опрятность, храбрость, ловкость и проворство. Обязательным дополнением к костюму щёголя на гуляниях были трости, заимствованные из обихода высших сословий. Первоначально в деревне их носили для престижа, а позднее трости использовали уже в качестве оружия в праздничных столкновениях между парнями. Поэтому они превратились в символ личного ухарства и молодечества.

Теги: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, история