Понедельник, 25 ноября 2024

28 октября 2020
Ольга Дурнина

Спектакль «Шея жирафа» выглядит как урок человечности и научный эксперимент одновременно

Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» открылся после полугодовой паузы новым спектаклем – премьерой для взрослого зрителя стала постановка «Шея жирафа» по прозе немецкого автора Юдит Шалански.

Сначала кажется, что «Шея жирафа» – название почти детское, или отсылка к гумилёвским строкам про «далеко на озере Чад изысканный бродит жираф». Но для главной героини жираф – яркий пример эволюции, он сумел найти своё место в мире и выработать длинную шею. Жираф – идеальное существо, пример которого приводит на своих уроках немецкая учительница биологии. Режиссёр Надежда Алексеева показала интересный ракурс на профессию учителя: это и про любовь к школе, и про выгорание, и про интерес к предмету биология, и про семейные узы. Её спектакль выглядит как урок человечности и научный эксперимент одновременно.

Не удивляйтесь, что школьный урок в немецкой гимназии начнётся практически с тяжёлого рока – потому что тяжела поступь чугунной личности фрау Инги Ломарк, которая много лет ведёт уроки в гимназии. Немецкий тяжёлый рок хорошо рифмуется с силой и уверенностью педагога, который детей воспринимает как угрозу. Инга Ломарк (в её роли зрители увидят актрису Юлию Степанову) представляется классу (то есть публике). И в ближайшие полтора часа нас ждёт сумасшедший по количеству информации урок жизни: про красоту медуз и вымершие виды животных, про отношения «хищник-жертва» в классе и пищевые цепочки на примере «хулиган и слабак». Есть школьный класс, в котором квадратики шкафов и столов становятся границами территории обитания учительницы – художники Игорь Семёнов и Надежда Алексеева придумали, как школьный класс легко превращается в квартиру или даже школьный двор. 

Юлия Степанова, затянутая в клетчатый костюм, с алым бантом на шее, в тяжёлых очках показывает удивительное перевоплощение во всех героев маленького мира Инги Ломарк – она играет и возвышенную учительницу художественной культуры, и её писклявых учеников, и грубоватого директора. Это театр одного актера, где учительница и насмехается над коллегами, и грустит о своей семье, где они с мужем давно не любят друг друга.

— Мне кажется важным, что в роли Инге Ломарк новгородский зритель увидит актрису Юлию Степанову. Это сложный психологический процесс очеловечивания строгой учительницы и интересная история для размышления, — отметила режиссёр спектакля Надежда Алексеева.

Инга Ломарк в исполнении Юлии Степановой не любит никого и ничего, кроме своего предмета биологии – она даже принципиально не имеет любимчиков в классе. Даже то, что она подвезла ученицу до школы на своей машине, шокирует её саму – родители и ученики могут подумать, что она слабая, теряет хватку грозной руководительницы. Она вспоминает про детёныша косули, которого видела в детстве и, наверное, это самое тёплое воспоминание, которое показывается зрителю. Но даже у такого монстра, как Инга Ломарк, есть уязвимость – она не смогла защитить свою дочь, которую унижали одноклассники. И, когда дочь попросила защиты, Инга Ломарк публично, на глазах других детей, оттолкнула её. Потому что учитель выше, чем мать. Этот трагический выбор, который она делает, вычеркивает любую теплоту и доверие из отношений. 

Она верит в силу эволюции и в то, что если что-то делать долго и тщательно, как жираф, вытягивающий шею, то всё можно исправить. За один школьный день мы успеваем увидеть, как холодно в научном мире Инги Ломарк и как она продолжает верить, что однажды за неё саму все исправит ход эволюции. Она совсем одна, как тот изысканный жираф, хотя может талантливо пародировать свою школу и других учителей, своего охладевшего мужа и насмехаться над миром. Но её блестящий ум не в состоянии простить давнее человеческое предательство, а значит, что-то человеческое в ней остаётся.

Теги: Театр Малый, Шея жирафа