Среда, 25 декабря 2024

08 ноября 2020
Мария Клапатнюк

Смотрим с «НВ»: «Наш театр», музыканты группы «АукцЫон», театр буто ODDdance – «Архивариус»

Второй спектакль афиши XXIV Международного театрального фестиваля Достоевского – «Архивариус». Фарс по мотивам «Бесов» с живой импровизационной музыкой. Оригинальный проект, созданный специально для Новгородского фестиваля коллаборацией актеров «Наш театр», музыкантов группы «АукцЫон», Театра Буто ODDdance.

Всё вышеперечисленное критически важно для понимания того, что на протяжении часа совершается на сцене и служит зрителю не более, чем невозможно зыбкой почвой, отталкиваясь от которой или в которую увязая, он (зритель) может отправиться в собственное ассоциативное путешествие. 

Бесконечная абстракция на сцене подпитает это путешествие яркими визуальными образами, контрастами красного, чёрного и белого, будоражащей пластикой актёров. Появляющиеся в руках персонажей всё новые предметы вполне могут предложить наблюдателю ещё одно увлекательное занятие – поиск символов и смыслов, главная цель которого – сам поиск.

Живая, перед зрителями рождающаяся музыкальная составляющая спектакля задаст этим играм необходимый ритм, если желание втянуться в игру появится. А если нет?

Можно выбрать и другой путь: педантично разобраться с принципами театра Буто, современным пластическим театром. Проследить, как работает тот или иной приём, соотнести полученное из вне знание с собственным ощущением. В общем, разложить по полочкам, чтобы внятно ответить себе: «да» или «нет», принять или пойти дальше. А там, глядишь, опять же отправиться в далёкие дали собственных ассоциаций.

Есть и третий вариант просмотра спектакля. Безопасный. Ухватиться за знакомый, надёжный текст Достоевского, сопровождающий действо и уверенно двигаться вперёд по нему, как по нити Ариадны. И таким образом дойти до финиша – целым и невредимым. 

Впрочем, даже и здесь риск уйти в эфемерное невозможно велик. Ведь в качестве текста-проводника использованы то невнятная «поэма –аллегория» Степана Трофимовича, то стыдное творчество капитана Лебядкина, а то и вовсе уж невозможная в своей нелепости «Литературная кадриль». 

Выходит, что по какому пути не пойдёт зритель, а потерять почву под ногами ему всё же придётся. Да и в конце концов, почему нет? 

Кому бы из нас не хотелось, поддавшись порыву, подобно одному из героев фарса, картинно плюхнуться в кучу сухих, душистых, осенних листьев. И со стороны подглядывая за тем, как это красиво и нелогично, завертеться в ней. Отдаться процессу, вовсе не заботясь о результате. 

«Архивариус» предлагает нам такую вот возможность. Стоит ли ею пользоваться – другой вопрос. Тем более, что и под силу это не всем. 

Теги: Достоевский_XXIV, фестиваль, театр