Среда, 25 декабря 2024

13 ноября 2020
Мария Клапатнюк

Смотрим с «НВ»: «Дядюшкин сон», вещичка голубиного незлобия и замечательной невинности

При невозможности удержаться от непрофессионального желания окрестить каждый спектакль XXIV Международного театрального фестиваля Достоевского каким-нибудь «самым», вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности «Дядюшкин сон» от Московского академического театра имени Маяковского без сомнения тянет назвать самым ярким, искрящимся, богатым, красивым в том самом изначальном смысле этого слова. В общем, спектакль-праздник, сверкающий на сцене три часа.

Марии Александровне, определённо главному персонажу коллизии, невозможно не симпатизировать, так живо и объёмно создала её классический образ лисы-интриганки, рассчётливо идущей к своей цели, актриса Ольга Прокофьева. 

На её фоне даже и дочь Зинаида до поры выглядит слабой и сломленной, той самой «барышней», отдавшейся воле случая. Это, конечно, не так. Но зритель узнает об этом ближе к финалу.

Мозгляков у театра имени Маяковского – это блестящее и даже как будто нарочитое воплощение мужчины-истерики. До абсолюта карикатурности доведён и мумия-князь – старый дядюшка, марионетка, немощью которого не пользуется только ленивый. 

При таких мощных образах весь спектакль играется на «форте», а внезапное появление скорбящей матери, сообщающей о потери сына, возлюбленного Полины, выглядит как препятствие, перед которым бешено летящая махина – высшее общество городка Мордасов – должна бы встать как вкопанная. 

Но махина эта препятствие попросту сметает и летит дальше. 

В общем, страсти, терзания, типичные образы, точная и яркая игра актёров – всё то, на что зрители спектакля могут рассчитывать в полной мере. Возможно, им не хватит терзаний и тонкости Фёдора Михайловича. Хотя и сам Достоевский в этом своём произведении во многом нетипичен.

К слову, начинается «Дядюшкин сон» дуэтом «Слыхали ль вы…» из оперы «Евгений Онегин», заканчивается зарисовкой об устроенном и счастливо сложившемся будущем Зинаиды – именитой светской дамы подле блестящего генерала. Параллели более чем очевидны. Хотя, конечно, содержание у этой формы совсем не Пушкинское. 

Теги: фестиваль_Достоевский, фестиваль, театр