При невозможности удержаться от непрофессионального желания окрестить каждый спектакль XXIV Международного театрального фестиваля Достоевского каким-нибудь «самым», вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности «Дядюшкин сон» от Московского академического театра имени Маяковского без сомнения тянет назвать самым ярким, искрящимся, богатым, красивым в том самом изначальном смысле этого слова. В общем, спектакль-праздник, сверкающий на сцене три часа.
Марии Александровне, определённо главному персонажу коллизии, невозможно не симпатизировать, так живо и объёмно создала её классический образ лисы-интриганки, рассчётливо идущей к своей цели, актриса Ольга Прокофьева.
На её фоне даже и дочь Зинаида до поры выглядит слабой и сломленной, той самой «барышней», отдавшейся воле случая. Это, конечно, не так. Но зритель узнает об этом ближе к финалу.
Мозгляков у театра имени Маяковского – это блестящее и даже как будто нарочитое воплощение мужчины-истерики. До абсолюта карикатурности доведён и мумия-князь – старый дядюшка, марионетка, немощью которого не пользуется только ленивый.
При таких мощных образах весь спектакль играется на «форте», а внезапное появление скорбящей матери, сообщающей о потери сына, возлюбленного Полины, выглядит как препятствие, перед которым бешено летящая махина – высшее общество городка Мордасов – должна бы встать как вкопанная.
Но махина эта препятствие попросту сметает и летит дальше.
В общем, страсти, терзания, типичные образы, точная и яркая игра актёров – всё то, на что зрители спектакля могут рассчитывать в полной мере. Возможно, им не хватит терзаний и тонкости Фёдора Михайловича. Хотя и сам Достоевский в этом своём произведении во многом нетипичен.
К слову, начинается «Дядюшкин сон» дуэтом «Слыхали ль вы…» из оперы «Евгений Онегин», заканчивается зарисовкой об устроенном и счастливо сложившемся будущем Зинаиды – именитой светской дамы подле блестящего генерала. Параллели более чем очевидны. Хотя, конечно, содержание у этой формы совсем не Пушкинское.
Теги: фестиваль_Достоевский, фестиваль, театр