Воскресенье, 28 апреля 2024

15 декабря 2020
Мария Клапатнюк

Читаем с «НВ»: Эдит Ева Эгер. «Выбор»

В моей не слишком обширной копилке освоенных книг есть две, чтение эпизодов из которых вызывает не то что душевные, прямо физические муки. Слова, описывающие эти эпизоды, натурально врезаются в мозг, а потом их сложно оттуда удалить. Иногда они вспоминаются ни с того ни с сего. И прямо передёргивает. 

Про первую книгу «Сердце Пармы» Алексея Иванова сейчас не будем. А вторую я окончила читать на днях. 

Венгерская еврейка Эдит Эгер в 16 лет попала в Аушвиц вместе с семьёй, потеряла там родителей, но выжила, а затем в качестве психотерапевта всю свою жизнь помогала другим людям переживать их травмы. В 90 лет она написала свой «Выбор». Судя по отзывам в сети, это мировой бестселлер. Вот с ним-то мы и познакомимся.

Несмотря на начало этого обзора «Выбор» точно не о боли, страхе, унижении и потере себя, а ровно наоборот. Сейчас будет пафос, но иначе никак: «Выбор» повествует именно о любви, надежде, поиске силы внутри в тот момент, когда вовне её взять просто неоткуда.

«Выбор» — первая книга, которую написала 90-летняя психотерапевт Эдит Ева Эгер.

Пожалуй, в качестве сценария для мелодрамы пересказ жизни несостоявшейся балерины-гимнастки, прошедшей холокост, был бы даже неправдоподобен. Слишком много в нём всего. Начиная с вереницы на селекцию во дворе Аушвица, в которой две сестры идут в одну очередь, а мать отправляется в другую, и никто не знает, чей путь даёт хоть какую-то надежду, продолжая описанием ежедневной смертельной рутины.

Не типично для такой истории, но большая часть произведения отдана жизни после освобождения и войны, тем более, что автору выпало немало лет на осмысление того, что пришлось на её долю. Здесь и восстановление своего тела, и, что гораздо сложнее, собственного «я», рождение новой семьи в растерзанной Европе, переменившийся мир и спешное бегство в Америку, абсолютная неустроенность в чужом краю, трое детей, семейные неурядицы, по крупицам воздвигаемая лестница собственной карьеры, упорный труд, обширная практика, успех, ещё успех. И главное… всё это время ежедневное осмысление и переосмысление того, с чего пришлось начать. Попытки ответить на простые вопросы: почему выжила именно я? И если я выжила, то что с этим делать?

Вечер за вечером вчитываясь в поразительные детали чужой жизни, трудно удержаться от соблазна и не примерять описанное на себя: примеряешь с ужасом, с облегчением (это понарошку), с любопытством, с непониманием, с уважением и, в конце концов, с надеждой.

Потому что из истории, рассказанной Эдит Евой Эгер и из десятков пересказанных историй практикующего психолога вытекает простейшая, но очень успокоительная мысль: если кто-то смог, то, может быть, сможешь и ты. Это во-первых. А во-вторых, даже если с тобой произошло по-настоящему страшное, у тебя скорее всего есть выбор. А значит и шанс пойти дальше.

И самое главное: вокруг может твориться всё, что угодно, но то, что живёт внутри человека, никто и никогда не отнимет. 

Теги: культура, читаем с «НВ»