Воскресенье, 22 декабря 2024

09 ноября 2021
Мария Клапатнюк

Господа «странники» и «скептики»

Московский драматический театр имени Сергея Есенина в иммерсивной драме «КараМазовы» с порога поставил зрителей в максимально неудобное положение, предложив сделать выбор. С кем быть?

«Странники» более четырёх часов смотрели-ходили-чувствовали постановку вместе с Алёшей Карамазовым.

«Скептики» делали тоже самое, но в компании Ивана Фёдоровича.

И что с того, что иногда актёры и их последователи встречались и следили за развитием событий вместе, если после встречи наступало новое расставание.

В чём подвох? В самом выборе, разумеется. В том, что, присутствуя в доме Карамазовых, наблюдая словесный поединок между отцом, сыном и незаконнорожденным сыном-лакеем, то и дело ловишь себя на мысли: а что там у «странников»? Блестящее объяснение двух героинь у Катерины Ивановны, должно быть?

Так или иначе актёры театра имени Есенина сделали многое, чтобы зритель ощущал себя одним из жителей Скотопригоньевска. Чаю? Пожалуйста! Шампанского? Разумеется. И всенепременно тост за Россию с троекратным «Ура!». А ещё зритель лёгкой рукой снимет карту в пасьянсе, который раскладывает Екатерина Осиповна, а ещё будет тесниться в келье старца Зосимы, да держать сумку покрепче, когда в кабак завалится цыганский музыкальный вихрь.

Насыщенность событиями, обилие деталей делают масштабный спектакль если не лёгким, то уж точно динамичным. На эту же задачу работает и частая смена площадок, на которых разворачиваются события. Да и вообще, карамазовские страсти в интерьерах здания Дворянского собрания – ситуация уникальная.

В финале спектакля «странники» и «скептики»  встречаются. В зале суда, разумеется. И зритель, привыкший чувствовать себя частью происходящего, занимает своё кресло плечом к плечу со свидетелями. Скорбь Грушеньки становится его скорбью, как и отчаяние Катерины Ивановны, как и сумасшествие Ивана.

А элементы мистики, пронизывающие всё тело драмы, к последней сцене сгущаются до предела: повешенный прямо на музейном карнизе страшный и великолепный в своей гадости Смердяков или Карамазов-старший, на мгновения выбравшийся с того света, ощутимо действуют на нервы.

Что до выбора, с которого начинаются «КараМазовы»: кем быть, скептиком или странником? То решить проблему можно одним единственным способом: Москва. Драматический театр имени Есенина. И новое путешествие в Скотопригоньевск, но уже в противоположном лагере.

Напомним, с 4 по 11 ноября в Новгородской области идёт XXV Международный театральный фестиваль Фёдора Достоевского. Он представит в Великом Новгороде и Старой Руссе панораму спектаклей по произведениям великого русского классика. Впервые спектакли программы покажут в Боровичах. Форум ежегодно объединяет как премьерные, так и зарекомендовавшие себя постановки по произведениям писателя. «НВ» публикуют короткие зрительские заметки о спектаклях, прошедших в рамках фестиваля. Все тексты можно найти под хештегом #Достоевский_2021.

Теги: Достоевский_2021, театр, фестиваль_Достоевский