Воскресенье, 22 декабря 2024

11 ноября 2021
Елена Кузьмина

Старинный серебряный оклад иконы «Богоматерь Одигитрия» вернётся в Новгородский кремль

Завтра, 12 ноября, во Владычной (Грановитой) палате Новгородского кремля установят оклад иконы «Богоматерь Одигитрия (Корсунская, Иерусалимская)». Теперь произведение новгородского декоративно-прикладного искусства будет находиться в постоянной экспозиции.

Учёные относят этот памятник ювелирного искусства к XII веку. Более 15 лет оклад находился на реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени Грабаря. Его демонтировали с поверхности иконы, с лицевой и оборотной стороны удалили загрязнения и окислы, затем был выполнен монтаж на новое основание – планшет, рассказали в пресс-службе Новгородского музея-заповедника. 

Икона «Богоматерь Корсунская» в драгоценном серебряном окладе занимала важное место в убранстве Софийского собора. Согласно описи 1736 года, ранней из опубликованных описей собора, она располагалась в южной части главного иконостаса и была крайней в местном ряду. 

В середине XIX века образ Богоматери переместили в западную паперть собора, а в начале XX столетия – в южную Мартирьевскую паперть. 

Во время Великой Отечественной войны оккупанты вывезли её в Германию. В 1947 году после возвращения в Россию её направили на реставрацию в Государственную центральную художественно-реставрационную мастерскую (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр), после этого передали в Новгородский музей. Впоследствии раритету снова потребовалась реставрация, которая продолжалась 15 лет.

Дошедший до нашего времени образ Богородицы представляет собой не единовременно созданное произведение, а сложную комбинацию разновременных частей, древнейшей из которых является серебряный оклад. Исследователи относят время его создания к XII столетию и указывают на сходство с окладом другой древней иконы Софийского собора – «Апостолы Пётр и Павел». 

Оклад закрывает изображение нимбов Богородицы и Христа, фон и поля иконы. На верхнем поле представлен пятифигурный Деисусный чин, на боковых полях – образы святых воинов-мучеников Евстафия, Меркурия и Никиты, Феодора, Прокопия и Нестора. Икона же была написана не ранее XVI века и, видимо, заменила обветшавший к тому времени почитаемый образ. На этот написанный заново список и был перенесён серебряный оклад.

Теги: Новгородский музей, Владычная палата, Новгородский кремль, реставрация, Софийский собор