Воскресенье, 22 декабря 2024

11 ноября 2021
Мария Клапатнюк

В чистом виде конвульсия

Несмотря на полный восторг от постановки, говорить, тем более писать про спектакль «без[ИДИОТ]а» Социально-художественного театра Санкт-Петербурга крайне сложно. Сложно уложить в строки те чувства и мысли, что преподносит зрителю труппа. Поскольку сам спектакль-конвульсия (определение СХТ) это сплошная эклектика, контрасты, смены настроения, разность стилей, смешение эпох, всё сразу.

В общем, в чистом виде конвульсия.

Но сделанная так затейливо, что зрителю остаётся только удивлённо раскрыть рот и безоговорочно принять непростые условия.

https://novvedomosti.ru/images/photos/155-3907-67.jpg

Принять приходится и сборище маргиналов нашего времени, среди которых на родину возвращается Мышкин, и абсолютно современные объявления на вокзалах, и цитаты гидов, до одури водящих новых и новых уставших туристов по знакомым улочкам Петербурга Достоевского, и нытьё молодёжи, ленящейся подготовиться к праздничной вечеринке, и претензии актёров к отсутствию должного финансирования, из-за чего роль декораций на сцене выполняет тотальный картон и «бабушкина занавеска» и, конечно, самого Достоевского. В этой затейливой какофонии текст писателя ничуть не теряется: он звучит, обыгрывается сразу на нескольких уровнях и получает дополнительные смыслы.

Герои Достоевского, воплощённые актёрами — Мышкин, Настасья Филипповна, Парфён Рогожин, Аглая и генеральша Епанчина настолько точны, что угадываются с первых мгновений спектакля. Без слов. Этим пятерым персонажам, несмотря на камерность состава, удаётся сохранить все ключевые сцены романа, до краёв наполнить постановку эмоциями. 

И всё же, в интерпретации СХТ, единым организмом персонажей делает отсутствующий в «Идиоте» Достоевского, но совершенно необходимый в мире спектакля Неизвестный: Кто-то, Некто, Инкогнито. Он же бродяга из подворотни, свой в доску безымянный, телесный дух той самой конвульсии. Её пульс.

https://novvedomosti.ru/images/photos/155-3906-40.jpg

Грубый, человеколюбивый, энергичный, трогательный, нелепый, развязный, очень настоящий, короче говоря. 

А когда эпилептическая ли или нервная конвульсия утихает, когда восстанавливается ровный пульс, всех их жалко: с поломанными судьбами, неприкаянных, одиноких. И жалко ближнего. И великого писателя. И Россию. И себя.

Напомним, с 4 по 11 ноября в Новгородской области идёт XXV Международный театральный фестиваль Фёдора Достоевского. Он представит в Великом Новгороде и Старой Руссе панораму спектаклей по произведениям великого русского классика. Впервые спектакли программы покажут в Боровичах. Форум ежегодно объединяет как премьерные, так и зарекомендовавшие себя постановки по произведениям писателя. «НВ» публикуют короткие зрительские заметки о спектаклях, прошедших в рамках фестиваля. Все тексты можно найти под хештегом #Достоевский_2021.

Теги: Достоевский_2021, театр, фестиваль_Достоевский