Художественный руководитель Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый» Надежда Алексеева вчера, 25 ноября, отметила юбилей.
Надежда Алексеева придумала и создала в 1990-е годы один из самых известных театров, который работает для молодого зрителя. Сегодня новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» объездил множество стран и фестивалей: от Японии до Москвы, стал обладателем «Золотого знака» за весомый вклад в развитие детского театра России.
Но ничего этого не было бы без уникальной команды, которую собрала Надежда Вениаминовна – этот творческой организм, который создаёт пульс и движение театра, где не только рождаются спектакли, но и проходят занятия студентов-актёров и бурлит волонтёрское театральное движение и пишутся «подкасты о театре».
Одно из главных детищ Надежды Алексеевой – международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival – по праву называется культурным брендом Великого Новгорода. Ведь в его программе и столичные театры, и молодые команды, и географическая карта мира самых известных театральных компаний, и лекции, и встречи молодых критиков.
Но самым важным делом остаются спектакли, которые в афише театра встречают маленьких и больших зрителей. Часто говорят, что театры для детей и молодёжи – это театры для всех поколений. В «Малом» так и происходит. Надежда Алексеева сочиняет истории, в которые верит маленький зритель. Сопереживают герою «Маленьких чувств», который теряет и обретает друга-медвежонка, хулиганит вместе с братом и сестрой Лелей и Минькой, которые нарушают мир на новогодней ёлке в спектакле по Михаилу Зощенко, верит превращениям «Алисы в стране чудес» и путешествует в поисках девочки Маши в «Трёх медведях».
Надежда Алексеева как режиссёр открывает для маленьких зрителей мир современной литературы, создавая книжные истории для сцены: например, спектакль «Дневник кота-убийцы» подарил комический образ кота Таффи, который обладает чертами неуживчивого, но бесконечного трогательного подростка, борющегося за любовь своей семьи. Маленькие зрители с неизменной любовью относятся к герою-коту в исполнении Кристины Машевской, видят в его бунтарском характере детские черты и сочувствуют ему.
Постановка «Дети ворона» для подростков затрагивает исторические страницы времён террора, которые в сознании детей, потерявших родителей, обретает фантастические черты. Эта история по книге Юлии Яковлевой «Ленинградские сказки» была показана на недавно прошедшем фестивале «Царь-Сказка»/Kingfestival. Критики отмечали новаторский язык и важность поднятой темы.
А солнечный и яркий спектакль «Мой дедушка был вишней» по книге Анджелы Нанетти говорит о потерях и бесконечной родительской любви – ведь здесь мальчик Тонино и его дедушка Оттавиано верят, что вишнёвое дерево надо сохранить как память о родителях, – о важности общения маленьких и пожилых, о том как справляться с уходом тех, кого мы любим. Кажется, что все эти острые темы в спектаклях обретают свой камертон, потому что для маленьких зрителей важна честность и искренность такого художественного замысла и такого разговора.
Подростки не остаются в стороне – именно им адресован адреналиновый спектакль «Я не тормоз» по книге Нины Дашевской, где главный герой выбирает темп самоката и скорости, чтобы узнать мир. Этот спектакль отправлялся в Москву на национальную премию «Золотая Маска» и был отобран национальной премией «Арлекин».
Взрослый зритель в театре «Малый» может попасть в микромир грозной учительницы биологии в драме «Шея жирафа» или столичную гостинцу знаменитой писательницы в спектакле «Волнение» по пьесе Ивана Вырыпаева. Режиссёр Надежда Алексеева сохраняет баланс классики и современности в репертуаре.
Спектакль по стихам поэтов Серебряного века «Вдребезги» (поэзия в изгнании) получил гран-при международного театрального фестиваля «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге. Он стал лауреатом в четырёх номинациях, в том числе за лучшую режиссуру, на международном театральном фестивале в Орле, был представлен в Латвии. Изысканный драматический квартет актёров показывает виртуозное мастерство во владении художественным словом, характерной пластикой и интонационным богатством в стихах Цветаевой, Гумилёва, Блока, Хармса, Северянина.
При этом режиссёрские работы Надежды Алексеевой – это часто исследование новых форм, например, пластический спектакль «Однажды я исчез», посвящённый теме поисков смысла жизни молодого человека в урбанистическом мире, позволяет ей работать в жанре contemporary dance, точно и выразительно создавая хореографический рисунок современного танца. Спектакль открывал XIV фестиваль «Царь-Сказка» и был успешно представлен на vеждународном театральном фестивале в Билефельде в 2018 году.
Сложная по форме визуально-звуковая постановка «Тёмная стороны Луны/The Dark Side of the Moon», где работает дуэт актрис Кристины Машевской и Марины Вихровой, отсылает к жанру перформанса и проникает на территорию наших общих современных страхов. Этот спектакль был высоко оценён как зрителями, так и критиками. Он вошёл в лонг-лист национальной премии и фестиваля «Золотая маска» в 2020 году.
Сегодня в театре бурлит творческая жизнь несмотря на все пандемические кризисы, и впереди ещё несколько премьер, которые совсем скоро увидит маленький зритель.
Редакция «НВ» поздравляет Надежду Алексееву с юбилеем и желает неиссякаемой энергии и новых творческих открытий.
Теги: театр Малый, Надежда Алексеева, Великий Новгород, юбилей