Сегодня, 10 февраля в Государственном мемориальном историко-литературном и природно-ландшафтном музее-заповеднике Пушкина «Михайловское» открылась выставка «Пушкиниана» из собрания Новгородского музея-заповедника».
В 2022 году исполняется сто лет со дня создания в Пушкинских Горах Государственного музея-заповедника, объединяющего усадьбы Михайловское, Тригорское и могилу Пушкина в Святогорском монастыре. Эта выставка – своеобразное поздравление коллег с юбилеем и дань памяти великому поэту. На выставке представлено 90 произведений шести художников-графиков, каждый из которых знакомит зрителя со «своим» Пушкиным.
Классические, тщательно проработанные портреты Юрия Лаврухина соседствуют с романтичными образами поэта, созданными Анатолием Давыдовым. В обоих случаях зритель видит не только стремление к узнаваемости, сходству с прижизненными изображениями, но и попытку передать внутреннюю драму гения, ставшего символом своей эпохи, сделать образ поэта созвучным нашему времени.
10 февраля в России отмечают День памяти Пушкина. Именно в этот день 10 февраля 1837 года поэт погиб на дуэли.
Очень различаются по образному решению и стилистике иллюстрации и станковые листы к самым известным поэмам, стихотворениям и сказкам Пушкина.
Ирина Чернова-Дяткина создала две графические серии к сборникам «В садах Лицея» (1972) и «Лицейская лирика» (1989). Первая – более традиционная – выполнена в технике ксилографии. В ней есть классическая ясность формы, строгие ритмы. Образы, созданные художником, говорят о красоте далекого, ушедшего. Вторая серия – это изящная импровизация, позволяющая не только открыть сегодняшнему читателю мир юношеских стихов, полных античных мотивов, но и вспомнить многочисленные рисунки поэта на полях его рукописей.
Николаю Домашенко интересно в Пушкине все. И его образ – в интерпретации художника далек от классической традиции. И эпоха – квинтэссенция которой восстание декабристов. И пушкинское понимание истории. В иллюминированных акварелью офортах к поэме «Руслан и Людмила» привлекают не только ясность формы и точность исторической детали, но и особый внутренний строй, близкий пушкинскому оригиналу. Гравюры к стихотворению «Песнь о Вещем Олеге», выполненные в виде двустворчатых ворот, действительно воспринимаются как вход в загадочный мир русской истории.
Сказки А.С. Пушкина чаще всего сегодня предназначают детской аудитории. Детская книга – это особый мир со своими законами цвета и формы. Художник Алексей Рейпольский хорошо это чувствует. Его иллюстрации к сказкам светлы и гармоничны. Характеры персонажей четко определены и понятны, а сами герои вполне узнаваемы.
Особый раздел выставки – художественный фарфор Марины Андреевой (Шишковой). Ее росписи кофейного сервиза «Сказка о царе Салтане», утонченные и одновременно по-восточному роскошные, очень точно передают волшебный мир сказки, с ее природным и архитектурным разнообразием, особым пространством. В экспозицию включены и другие произведения автора. Росписи сервиза «Дуэль» отличаются непривычной для художника жесткостью и тревожностью образов. В кофейном сервизе «Пиковая дама» все предметы декорированы стилизованными портретами героев. Их окружает петербургская архитектура и «говорящие» натюрморты.
Выставка будет работать до 20 марта.
Теги: НОГМЗ, Михайловское, Александр Пушкин, Новгородская область