Среда, 17 июля 2024

18 февраля 2022
Мария Клапатнюк

В Великом Новгороде можно увидеть миры детства народов России

Подлинные экспонаты XIX – начала ХХ веков раскроют зрителям этапы взросления детей у разных народов России.

Фотография ©: пресс-служба Новгородского музея-заповедника

Сегодня, 18 февраля в Детском музейном центре в Великом Новгороде открылась выставка «Мир детства в традиционной культуре народов России», предоставленная Российским этнографическим музеем.

Экспозиция показывает этнические особенности социализации детей в традиционном обществе. Подлинные экспонаты XIX – начала ХХ веков раскроют зрителям этапы взросления детей у разных народов, живших в Российской империи, сообщили в Новгородском музее-заповеднике. 

Выставка познакомит посетителей с предметным миром ребёнка в традиционном обществе и структурно соответствует этапам взросления ребенка: младенчество, детство, отрочество, юность. В экспозиции представлено 240 предметов: атрибуты ухода за младенцем (соски, рожки для кормления), колыбели разных типов, приспособления для обучения ходьбе, одежда, обереги, развивающие и образные игрушки, детские орудия труда, школьные принадлежности.

– Детство – особый мир в культуре каждого народа. Сохранение традиций и передача опыта новым поколениям является залогом стабильности любого общества, – рассказали в Новгородском музее-заповеднике. – Народная педагогика формировалась на основе хозяйственной деятельности, особенностях мировоззрения этноса и включала в себе многовековой этнокультурный опыт предыдущих поколений. Однако многие аспекты воспитания у разных народов были универсальны.

Период младенчества, связанный с появлением в социуме нового представителя, был наполнен заботами старших о его физическом и психическом здоровье. Колыбель, средства гигиены, приспособления для кормления, первая одежда малыша были удобны и практичны.

Каждому этапу взросления ребёнка предназначались особые игрушки. В самом раннем возрасте это – погремушки, шумящие подвески, часто выполнявшие роль оберегов. Для малышей 2-5 лет изготавливали волчки, мячики, трещотки – те предметы, которые способствовали развитию основных моторных навыков ребёнка.

Подвижные игры давали возможность детям удовлетворить жажду действия, воспитывали умение постоять за себя, формировали способность преодолевать неудачи, вырабатывали чувство справедливости. Активность, сноровка, сообразительность, инициатива – качества, которые закладывались с самого раннего возраста.

Примерно с 4-6 лет мальчики и девочки получали особые игрушки, соответствующие их принадлежности к мужскому или женскому сообществу. Этнические особенности отражались в разнообразных материалах, формах, способах изготовления предметов. Для мальчиков создавались миниатюрные орудия труда, промысловый инвентарь, воинское снаряжение. Основные игрушки девочек – куклы и кукольное приданое. С их помощью можно было воспроизвести как бытовые сцены (уборка дома, приготовление пищи), так и празднично-обрядовые действа (например, кукольную свадьбу). Создавая под руководством взрослых подобные вещи, дети овладевали навыками ремесла.

Теги: Великий Новгород, дети, выставка