В Великом Новгороде прошёл творческий вечер оригинального мыслителя, композитора Владимира Мартынова – представителя советского музыкального авангарда, автора музыки к фильмам «Холодное лето 53-го», «Остров».
Перед началом встречи композитор ответил на вопросы корреспондента «НВ».
– Вы сейчас часто говорите о конце света. Что вы имеете в виду?
– «Конец света» – это такое несколько остро сказанное слово, которое описывает не моментальный, а достаточно длительный процесс. Мир, в котором мы сейчас живём – это такое свинство, которое продолжаться уже не должно. Лучше ужасный конец. Что ждёт нас дальше – это зависит от наших личных усилий. У меня было сочинение «Танцы Кали-юги». Кали-юга – это последняя и худшая эпоха в представлении индуистов.
– Ранее вы говорили, что сейчас не отдали бы ребёнка учиться музыке – это из-за конца света?
– Поправьте, я говорил, что не надо учиться в консерватории на дирижёра или скрипача, чтобы потом исполнять академическую музыку. Она перестала быть актуальной, не решает фундаментальные задачи, которые сейчас решаются в эмбиенте, нойзе.
– А вот Бродский в нобелевской речи говорил, что не творец должен спускаться к массе, а, наоборот, масса стремиться подняться к творцу…
– Вы больше слушайте Бродского… Он гениальный, но он слишком верил в искусство. В него можно было верить ещё в 80-е-90-е годы, но сейчас искусство поддерживают инерция, существующие институты. Можно завидовать Бродскому, который не дожил до этого времени. А академическая музыка кончилась. Можете почитать книгу Лебрехта «Кто убил классическую музыку», где рассказывается, как её убивали с помощью системы звёзд и так далее. Я застал время, когда всё было живо. Когда в идею искусства можно было верить.
Подробнее с мыслями Владимира Мартынова можно познакомиться в материале «Я фокусник, который достаёт из цилиндра музыку».
Теги: Великий Новгород, встреча, Владимир Мартынов, композитор, музыка