Воскресенье, 22 декабря 2024

21 июля 2022
Василий Дубовский

Реставраторы восстановили фрагменты фресок новгородского храма Входа Господня в Иерусалим XIV века

Сегодня, 21 июля, новгородские реставраторы показали журналистам восстановленные фрагменты фресок, которые иллюстрируют собой внешний вид утраченного храма Входа Господня в Иерусалим 1336 года.  

Руины неизвестной постройки были обнаружены в 2009 году при прокладке электрокабеля в Новгородском кремле. В 2010-2012 годах здесь работала археологическая экспедиция СПбГУ под руководством Валентина Булкина и Ильи Антипова. Благодаря проведённым исследованиям было определено, что руины принадлежат храму, построенному архиепископом Василием Каликой. 

Основание храма Входа Господня в Иерусалим 1336 года / Фото Новгородского музея-заповедника

Фрагменты первоначальной росписи, сохранившиеся на стенах,  были перенесены в реставрационную мастерскую, где хранились под профзаклейкой из марли, дожидаясь своего часа. То, что можно видеть сегодня, – это результат полугодовой работы. 56 фрагментов смонтированы на 21 планшет. Восстановлением занимались в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника.

Монтажом фрагментов живописи храма Входа Госполня в Иерусалим занималась реставратор Оксана Карякина

После кропотливой очистки (в трещинках красочного слоя накопился мусор), фрагменты были помещены на специальную подложку из пены, которую, в свою очередь, фиксирует рамочка. Конструкция легко разбирается. Она удобна как для демонстрации живописи на выставках, так и для дальнейших исследований и реставрации.

Уцелевшая живопись представляет собою мраморировку – имитацию каменной облицовки, применявшуюся мастерами древности для украшения нижней части  храмов. Интересно, что позднее, во второй половине XIV века, применялись уже так называемые «полотенца». 

По словам заведующей Центром реставрации монументальной живописи Тамары Анисимовой, особенностью росписей храма Входа Господня в Иерусалим является их цветовая гамма. Сочетание жёлтого, красного и коричневого напоминает античную мозаику. И отличается от обычно более сдержанной росписи других храмов древнего Новгорода.

– Возможно, художник это где-то подсмотрел и, восхищённый, решил повторить, – предположила Тамара Ивановна. 

Собирая кусочки росписей «в рамочку», реставраторы старались добиться цельности картины и передать её красоту.

– Можно только догадываться, насколько красиво было в храме поверх мраморировок, как великолепно выглядел алтарь, – сказала Тамара Анисимова.   

По мнению специалистов, руинированная живопись храма, не дошедшего да наших дней, являет собою уникальный образец монументального искусства первой половины XIV века. Привычная оценка, когда речь идёт об искусстве древнего Новгорода. 

Сейчас реставраторы работают над фрагментами росписей храма на Рюриковом Городище. 

Теги: Великий Новгород, реставрация, фрески, музей-заповедник, храм