В среду, 21 декабря, в выставочном зале Никольского собора Новгородский музей-заповедник откроет выставку «Г.М. Штендер. Живопись, графика. К 95-летию художника». На выставке представлено более 60 произведений 1950-х – 1980-х годов.
Григорий Михайлович – знаковая, ключевая личность для Новгорода, да и для России в целом, один из великих людей ХХ века, олицетворяющих целую эпоху. Выдающийся ученый европейского уровня, крупнейший исследователь и знаток древнерусского зодчества, ведущий теоретик и практик научной архитектурной реставрации, художник. Всю свою жизнь он отдал изучению и восстановлению новгородских шедевров. Во многом именно благодаря ему древнейший город России обрел свой исторический облик, получил широкую известность за рубежом, включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, стал одним из важных центров туризма.
В 1953 году после окончания Киевского инженерно-строительного института Григорий Штендер поступил на работу в Новгородскую Специальную научно-реставрационную мастерскую. Это был трудный период, когда в разрушенном Новгороде только начинались реставрации памятников в условиях жесткой экономии времени, средств и кадров.
Одной из первых работ Штендера была реставрация самого сложного памятника Новгорода – церкви Параскевы Пятницы. Его проект был отмечен как прорывной в формировании научной методики реставрации, он получил первый приз на Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов, он упоминается во всех учебниках и обобщающих трудах по реставрации. В дальнейшем все его работы (а всего им выполнено более сорока реставраций) отличались высочайшим уровнем.
Из крупнейших научных открытий Григория Михайловича следует указать на создание новой концепции развития новгородского зодчества. Уже в 1960-е годы Штендер выступал как один из самых печатаемых авторов в СССР. Всего он опубликовал более 60 научных работ, прочитал более 40 докладов на научных конференциях разного уровня, в том числе за рубежом. Совокупность научных работ Григория Михайловича является подробной энциклопедией развития зодчества Древней Руси.
Живописью Штендер увлекся еще будучи студентом. Новгородские храмы появляются в его акварелях в начале 1950-х годов. Ранние произведения художника выполнены в традициях русской реалистической школы начала XX столетия. В начале 1960-х годов Штендер от лирических акварельных серий переходит к более монументальным формам. Пространство картины как нельзя лучше соответствовало той задаче, которую ставил перед собой Штендер – создать монументальный, исторически наполненный образ древнего Новгорода. В произведениях 1960-х годов город и храмы узнаваемы. Но они не копии реальных, прошедших через столетия испытаний, иногда грубо измененных временем, а будто вновь рожденные, только вышедшие из рук зодчего. Город вырастает перед зрителем как некое чудо, он живой – в нем скачут всадники, по Волхову плывут ладьи, на Торгу толпятся пестро одетые горожане.
Образы Новгорода, его осененной веками красоты, сохраняются в акварелях и рисунках на протяжении всей творческой жизни Штендера.
В Новгородском музее-заповеднике, при жизни мастера, была собрана небольшая коллекция его живописи и графики, всего около 50 работ. В 2020 году в нее вошли еще 107 картин, акварелей и рисунков, подаренных вдовой художника Инной Ступак.