Понедельник, 23 декабря 2024

25 декабря 2022
Анна Мельникова

Сто лет назад в Старой Руссе существовал оперный театр

В этом году фонды Старорусского филиала НГОМЗ пополнились воспоминания музыканта и дирижёра А.И. Анихнова, написанные им в связи с 50-летием старорусской оперы. Несколько десятков рукописных страниц — об организаторах, исполнителях, репертуаре, о времени, вызвавшем к жизни провинциальный культурный феномен.

«Великая Октябрьская Революция 1917 года всколыхнула и привела в движение народные массы», — пишет Анихнов. Но далее переходит к «разрухе в хозяйственной жизни страны, заставлявшей людей искать спасения от голода, холода и неурядиц». Многие тогда потянулись из столиц в малые города. У кого-то там были корни, родня. У кого-то — ничего, кроме надежды. В начале 1920-х годов население Старой Руссы увеличилось втрое. Среди приехавших было немало представителей творческой интеллигенции.

А если и не приехал в Руссу кто-то нужный оперному искусству, то его вполне можно было найти в губернском Новгороде. Анихнов приводит эпизод с приглашением на постановки «Гальки» Станислава Монюшко струнного квинтета, в котором участвовали, например, бывший скрипач придворного оркестра и альтист из оркестра Мариинского театра. Причём последний находился в сильной дистрофии.

Подъёму оперного дела способствовало наличие в Старой Руссе одиннадцати церковных хоров. Среди участников были профессионалы, получавшие плату за труды. Из их числа уже в феврале 1918-го был сформирован мужской хор для продвижения искусства, «близкого народу, воодушевлявшего, дававшего зарядку и силы строить новую жизнь».

Подробнее об истории существования оперы в Старой Руссе читайте в материале «Оперное дело»

Теги: Старая Русса, опера, театр, Василий Сварог