Первое, что бросается в глаза в кабинете преподавателя Юлии Васильевны Полуяновой в творческом центре «Визит» при гимназии № 3 Великого Новгорода, — деревянные полотна, шкатулки и сундуки, расписанные узорами цветов, веточек, птиц, лошадок. Все орнаменты, впечатляющие своей тонкостью и лаконичностью, выполнены педагогом. В учебном шкафу на полке можно заметить несколько старинных прялок.
Всё богатство деревянных предметов — это пособия для её учеников, которым предстоит освоить городецкую, борецкую, мезенскую и, конечно, новгородскую росписи. Сидя за партой, они видят перед собой, как следует выполнить подмалёвок, тенёвку, оживку.
А последние семь лет художник Юлия Полуянова через потускневшие рисунки на прялках раскрывает секреты системы художественных приёмов мастеров, живших 100–200 лет назад. Правда, одно дело, когда подсказывает мастер, другое — самостоятельно разобраться, что сначала изобразить — то ли травинку, то ли лепесток, проанализировать мазки, пропорции.
— Ещё в университете я познакомилась с новгородской росписью, но тогда посчитала её бедненькой. Мой интерес к ней возник после того, как я побывала со своими учениками на первом конкурсе народной культуры «Наследники традиций», который проходит в Вологодской области. Мы привезли образцы с мезенской росписью. А члены жюри нас и спрашивают: а где же новгородская? И тут я поняла, что пришло время заняться её исследованием. Стала искать материалы, познакомилась с педагогом из Окуловского района Еленой Анатольевной Константиновой, пропагандирующей пальцевую прялочную роспись, бытовавшую в Угловке. Вот с того времени я и совершенствуюсь в новгородской росписи. Смотрю на неё уже совсем по-другому. Иногда даже становится обидно, почему я раньше не замечала какую-то деталь или нюанс. Очень хочу изучить и овладеть росписями, которые были распространены на территории Любытинского района. Там фон для рисунков на прялке делали красным, свекольным, мастера работали в свободно-кистевой технике.
Вместе с Еленой Константиновой Юлия Полуянова оформила в соцсети «ВКонтакте» сообщество «Новое звучание росписей Новгородчины», где можно увидеть фотографии 400 прялок с новгородскими росписями. Есть снимки старинных экземпляров из Валдайского, Окуловского, Крестецкого, Демянского, Любытинского, Батецкого, Поддорского районов. Специалисты делятся фотографиями новгородских прялок из других регионов страны.
Подробнее о творчестве Юлии Полуяновой читайте в материале «Рука мастера».
Теги: роспись, творчество, педагог