Сегодняшний рассказ проекта «НВ» и лингвиста, академика Российской академии наук Алексея Гиппиуса «Напиши мне грамоту» о грамоте №13 – одной из самых загадочных и более известной как чернильная. Её нашли в 1952 году на Неревском раскопе в Великом Новгороде, на перекрёстке улиц Великой и бывшей Холопьей, близ современного моста Александра Невского.
Грамоту в слоях XV века обнаружила археологическая экспедиция, работавшая под руководством Артемия Арциховского. Очевидица той истории, псковский археолог, тогда ещё студентка Инга Лабутина говорила, что текст грамоты словно померк на глазах авторов находки в ярком солнечном свете.
Прочитать грамоту сразу не удалось, и Артемий Арциховский передал берестяное письмо для изучения в Ленинград, в том числе с использованием криминалистических методов.
Затем она пропала на долгих 69 лет, чтобы в 2021 году «воскреснуть» в Институте истории материальной культуры в Санкт-Петербурге, где её неожиданно обнаружили в сейфе.
Хотелось бы тут добавить известное: «Мистика…», но век сменился, на грамоту посмотрели, что называется, свежим глазом, и оказалось, что часть текста можно было прочитать даже без микроскопа – некоторые слова в центре бересты проступали.
Возможно, сразу этого не смогли сделать, потому что чернильная грамота была уж слишком не такой, как её предшественницы с обычным процарапанным текстом. Да и в начале XXI столетия в распоряжении археологов и лингвистов уже были компьютеры, позволяющие увеличить фотографию на мониторе.
Познакомиться со всем собранием берестяных находок можно на сайте «Древнерусские берестяные грамоты».
В общем, спустя почти 70 лет текст грамоты частично удалось прочесть и понять, что она является исковым заявлением. В тексте повторяется фраза: «ищет Григорий на Терешки… ищет Григорий… ищет Григорий на Саушки…».
Григорий искал «четвертки хмелю, четвертки ржи, пятка льну», овса, коробей… Что должно было быть в этих коробьях, пока неизвестно. Кроме того, в письме прочитали фразу – «ино то рубль отдал полтинных денег».
Для современников Григория слово «ищет» означало совсем не то, что сейчас, – он искал не потерянную вещь. «Искати» значило «предъявлять иск», а того, кто делал это – истца – называли «ищеей». Уменьшительная форма от этого «ищея» – «ищейка» – сегодня тоже употребляется в другом смысле.
Со своих ответчиков, среди которых, явно, были и Терешка, и Саушка, то есть Савушка, Григорий взыскивал продукты и деньги. В XV веке Новгород уже чеканил свою монету.
Другая полтина, которую собирается с кого-то взыскать Григорий, названа «поручной», то есть за неё кто-то поручился.
Также согласно современной реконструкции в первой строке письма есть слова «тимьян в церковь». Здесь имеется ввиду не известная нам пряность, а называвшееся таким образом церковное благовоние – ладан. Созвучное слово «фимиам» – ближайший родственник «тимьяна». Впрочем, как подчеркивает Алексей Гиппиус, пока полной уверенности в том, что реконструкция первой строки является верной, нет.
Текст 13-й грамоты пока удалось разобрать примерно на 40%. Этого вполне достаточно для того, чтобы понять общую структуру и смысл берестяного документа, однако он ещё хранит свою интригу.
Письмо Григория отправили в национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», где его изучают с применением современных методик, чтобы понять, действительно ли текст нанесён чернилами. Есть предположение, что он выглядит так в результате химической реакции – пигментации бересты после того, как её волокна рассекли острым писалом.
В октябре Великий Новгород будет принимать ежегодную научную конференцию «Новгород и Новгородская земля. Письменность и книжность», на которой заместитель директора Института археологии РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Пётр Гайдуков расскажет о результатах работы физиков.
Как знать, возможно, чернильная грамота окажется не чернильной.
Читайте берестяные грамоты вместе с «НВ» и Алексеем Гиппиусом!
Теги: Великий Новгород, проект, берестяные грамоты, археология, наука, история, НапишиМнеГрамоту, Алексей Гиппиус