Вторник, 14 мая 2024

13 октября 2023
Мария Клапатнюк

Лубок и фарфор из коллекции Новгородского музея-заповедника демонстрируются на выставке в Старой Ладоге

Выставки будут работать по 10 декабря

Фотография ©: Новгородский музей-заповедник

В Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике открываются две выставки из фондов Новгородского музея-заповедника.

Так, на выставке  «Песни и сказки в русской народной картинке» представлено более тридцати лубочных картинок. Лубок – особый вид искусства, система создания образа, которая не зависит от сюжета, от образца и даже от эпохи, а состоит в переводе с одного художественного языка на другой. Основное средство оригинальности, неповторимости лубка – повторение, искажающее сюжет и стиль, своеобразная «творческая порча».

На выставке лубок представлен фольклорно-песенной тематикой, получившей развитие в основном ко второй половине XIX столетия. В нем появляются новые городские сюжеты («Катанье на тройках зимою по Москве»), новый жанр картинок с текстами народных лирических песен, со стихами Пушкина, Кольцова, Некрасова. В лубок второй половины XIX в. стал проникать новый для народной гравюры закон течения времени и закон движения. Ранее «слитные по времени» картинки начинают расслаиваться в глубину, где обычно изображаются события прошлого, или сюжет разбивают на ряд последовательных кадров, разворачивая их сверху вниз или слева направо по горизонтали в один ряд («Хуторок», «Теща про зятя пироги пекла»).

Около 60 предметов художественного фарфора и графических работ из фондов Новгородского музея-заповедника можно увидеть на выставке «Марина Андреева. Волшебных снов очарованье». Работы были созданы Мариной Андреевой в 1990-е – 2000-е годы.

Творчество автора отличается неповторимой манерой кистевого письма, богатством палитры, сложной ритмической канвой, откровенной театральностью и свободой. Главные темы ее росписей – поэзия, театр, сказка. Романтические герои ее произведений притягивают своим изяществом и удивительной красотой движений, выразительностью жеста и одухотворенностью.

Сервиз с его утилитарными формами и технологическими особенностями производства ограничивал свободу выражения художника. Может быть, поэтому Марина Андреева начала работать в мелкой пластике. В результате появилась целая галерея балерин, театральных и сказочных персонажей.

Образы графических листов Марины Андреевой перекликаются с росписями фарфора, но они более самостоятельны. А движение кисти, живой, почти «танцующий» мазок, смелые сочетания цветов, откровенная декоративность создают особую атмосферу праздничности.

Теги: Новгородский музей-заповедник, выставка