Вторник, 14 мая 2024

09 февраля 2024
Мария Клапатнюк

«Витославлицы» познакомят гостей с развитием гончарного ремесла в Новгородской губернии

Выставка будет работать до 26 января 2025 года.

Фотография ©: предоставлена Новгородским музеем-заповедником

Сегодня, 9 февраля, в павильоне гончарных мастерских музея народного деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде начнёт работать выставка «Добрых рук мастерство». 

Экспозиция познакомит посетителей с развитием гончарного ремесла в Новгородской губернии в конце XIX – первой половине XX века и традиционным приёмом художественной обработки керамики – глазурованием. 

На выставке представлено 80 предметов из археологической и этнографической коллекций Новгородского музея-заповедника: горшки, блюдца, светильники, сосуды, игрушки, свистульки, пряслица, фрагменты деревянных гончарных кругов (X – XVII веков), а также приспособления и изделия гончарного производства, бытовавшие в разных уездах Новгородской губернии в конце XIX – начале XX веков.

— Гончарное ремесло считается одним из древнейших на земле, — рассказали в пресс-службе Новгородского музея-заповедника. — Человек давно оценил доступность и уникальные свойства такого замечательного материала, как глина. Пластичная глиняная масса в результате обжига приобретает твердость, прочность и водостойкость, что делает предметы долговечными и удобными в быту. Первые керамические изделия появились еще в каменном веке, в эпоху неолита, и изготавливались с помощью ручной лепки. С изобретением гончарного круга процесс производства глиняной посуды упростился и ускорился, а керамическая утварь стала одной из наиболее распространенных в обиходе. 

Появление глиняного горшка на Руси можно оценить как событие историческое. Наличие легкодоступного материала – глины – обусловило раннее и практически повсеместное развитие гончарного ремесла. Считается, что распространение глиняных изделий напрямую связано с переходом человека к осёдлому образу жизни. 

Из поколения в поколение совершенствовались технические приёмы и способы художественной обработки, складывались определённые формы глиняных сосудов, локализовались гончарные центры и формировались династии мастеров. В XIX – начале XX веков главные производственные процессы большинства гончарных центров Новгородчины сохраняли традиционные технологии средневековой Руси, включая и древние способы формовки и обработки изделий. 

Одним из традиционных приемов художественной обработки керамики является глазурование. Глазурованную керамику еще называют «поливной», «обливной», «муравленой». Посуда и утварь, покрытые глазурью, появляются с конца XIX века. Большинство глазурованных изделий – это мелкие предметы быта и кухонной утвари. Основные типы повсеместно встречающихся сосудов – корчаги, горшки печные и пивные, кринки, латки, рукомойники, масленки или топники, кувшины с носиками и ручками, кубышки, розливы или квашни, кашники, подойники, бутыли, бочонки пивные, жбаны, миски, кружки, тарелки, блюда и т.д. Сохранились «кисельные» латки с рельефными изображениями рака, рыбы, орла. При лепке таких изделий применяли специальные формы. Типы сосудов, их назначение – в основном традиционны.

С древнейших времён до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира. От примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожжённых на костре, до изделий, изготовленных на основе самых последних достижений современной науки; от грубого кирпича до тонкого прозрачного фарфора – таков путь развития керамики. 

Теги: Великий Новгород, Витославлицы, гончары, выставка