Пятница, 22 ноября 2024

16 февраля 2024
Мария Клапатнюк

Реставраторы Новгородского музея-заповедника собрали фрагмент фресковой композиции с изображением святителя Моисея

Специалисты подчеркнули, что фрески из церкви на Волотовом поле очень сложно собираются из-за мелких фрагментов и колорита.

Фотография ©: Новгородский музей-заповедник

В день памяти святителя Моисея, 7 февраля, в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника реставраторам удалось подобрать большой фрагмент фрески из церкви Успения Богородицы на Волотовом поле.

Как рассказали в пресс-службе Музея-заповедника, святитель Моисей был новгородским архиепископом в XIV веке. При нем велось активное строительство храмов, в том числе была построена церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. В день памяти священнослужителя одна из главных храмовых фресок с изображением Богородицы, благословляющей Моисея, пополнилась еще одним фрагментом.

Заведующая Центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова поделилась радостью от обретения нового фрагмента.

– Эта композиция находилась над южным входом. На ней представлен строитель храма Моисей и архиепископ Алексей, при котором храм был расписан. Они предстают перед Богоматерью, которая восседает на троне, и у нее на коленях сидит младенец. Композиционно Богоматерь обращает свои руки к Моисею и Алексею и принимает их дары, а младенец благословляет их своим жестом. Отмечался день памяти Моисея, в Софийском соборе служили молебен. Я Моисея почитаю, так как считаю, что он нас защищает, покровительствует нам. Когда я вернулась с молебна, мне реставратор сказала, что нашла хороший кусок, – рассказала Тамара Анисимова. –Она подвела меня к этой композиции  и показала мне руку Богоматери. Реставратор принесла его с совершенно другого участка. Как она сказала, ее просто повело к этому куску, и она приложила его к той руке, которая обращена к архиепископу Моисею.

Специалисты подчеркнули, что фрески из церкви на Волотовом поле очень сложно собираются из-за мелких фрагментов и колорита. Крупные куски – редкость, а тот, который удалось подобрать, находился в другой части церкви. Вероятно, от взрыва фрагменты фрески разлетелись, хотя эта композиция находилась довольно низко. Реставратор Елена Кононова, подобравшая кусок, занималась другой композицией, но решила попробовать приложить фрагмент к фреске с Моисеем.

Напомним, церковь Успения Богородицы на Волотовом поле была построена в 1352 году как храм основанного новгородским архиепископом Моисеем монастыря. По сообщению летописи, храм был расписан в 1363 году по заказу архиепископа Алексея.

В годы Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии фронта и почти полностью была уничтожена огнем немецкой артиллерии и авиации. До этого в ней находился один из лучших художественных ансамблей Великого Новгорода, росписи сохранялись почти полностью, никогда не белились и не записывались. Кроме отдельных механических повреждений живописной поверхности, эти росписи не имели изъянов.

В 1993 году новгородские реставраторы под руководством Тамары Анисимовой приступили к разборке завалов внутри основного объема храма и западной паперти. Потребовалось вынуть и просеять через сито более 300 кубических метров завала. Из него извлекли более 1 миллиона 750 тысяч фрагментов, размер которых колеблется от 0,8 см² до 20 см². От живописной декорации сохранилось на месте лишь 40 м². Эти фрагменты живописи, находящиеся в нижней части стен и столбов основного объема и в западном притворе, отреставрировали.

Теги: Новгородский музей-заповедник, фрески, реставрация