Суббота, 06 июля 2024

14 мая 2024
Елена Кузьмина

Голубь с купола новгородского Софийского собора когда-то мог быть дарохранительницей

По легенде голубь присел на крест купола Софийского собора и окаменел от ужаса, увидев расправу Ивана Грозного над новгородцами.

Фотография ©: Новгородский музей-заповедник; паблик «Новгородская область» в ВКонтакте

В Великом Новгороде прошли Никитские чтения – XXIV международная научная конференция «Духовные начала русского искусства и просвещения», рассказали в пресс-службе Новгородского университета.

В чтениях приняли участие более 100 человек – священнослужители, историки, работники музеев, филологи, искусствоведы, педагоги, философы, студенты из 16 регионов России, а также из шведского города Лулео. Площадками работы конференции стали Свято-Юрьев монастырь, храм святого Димитрия Солунского, храм Сретения Господня и Центр монументальной живописи в Антонове.

Исполняющий обязанности директора Гуманитарного института НовГУ Даниил Крапчунов выступил на пленарном заседании с докладом о происхождении свинцового голубя на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. 

13-19.05.2024 Лента новостей

– На протяжении многих веков для новгородцев, чья идентичность была исключительно христианской, голубь был знаком присутствия Святого Духа в храме и в городе, – подчеркнул Даниил Крапчунов. – Но, кроме символического, этот голубь мог иметь и прикладное значение, а именно служить дарохранительницей – священным сосудом, в котором хранились Святые дары, используемые для причащения.

По словам Даниила Крапчунова, такие дарохранительницы использовались христианами самых разных стран: от Сирии и Армении до Франции и Британских островов. После Тридентского собора, завершившегося в 1563 году, в католичестве постепенно появляются дарохранительницы в виде пирамид и скинии, ставшие потом обязательными. 

– Это могло оказать влияние и на Великий Новгород, имевший тесные связи с западными соседями, и тогда голубь из алтаря мог переместиться на крест на куполе, – предположил Даниил Крапчунов. – Время этого перемещения может объяснить появление легенды, связанной с фигурой Ивана Грозного: что голубь на кресте собора – птица, окаменевшая от ужаса, увиденного при расправе Ивана IV над новгородцами, и когда она улетит, тут городу и придёт конец. 

В этом году конференцию посвятили 300-летию со дня рождения святителя Тихона Задонского, 225-летию со дня рождения Александра Пушкина, 200-летию со дня рождения протоиерея Николая Богословского, а также Году семьи. 

Многие доклады были посвящены теме семейных отношений в православной культуре и русской словесности. Профессор кафедры филологии НовГУ Дарья Терешкина рассказала о теме семьи в сочинениях Тихона Задонского. 

– Будущий святитель Тихон принял монашество в молодом возрасте и рано остался сиротой, взяв на себя попечение о младших братьях и сестрах, – отметила Дарья Терешкина. – Тема семьи в творениях святителя вполне ожидаемо отражена именно с позиций «вертикальных» связей: отца и детей, обязанностей младших по отношению к старшим и должного поведения старшего по отношению к духовным чадам. Примечательно, что эта модель не совсем согласуется с мирским пониманием семьи с преобладанием «горизонтальных» связей, но именно она постулирует воспитание как духовное совершенствование человека при обязательном условии наличия сыновней и отцовской любви.

Также на пленарном заседании прозвучали доклады о знамёнах крестоносцев на сирийских фресках XIII века, пушкинских завещаниях, социо-религиозной антропологии Русской идеи и другие. 

Организаторами конференции выступили правительство области, Новгородская митрополия Русской православной церкви, Новгородский университет, Новгородский музей-заповедник.

Теги: Великий Новгород, Никитские чтения, Софийский собор, голубь, история, НовГУ, семья, Год семьи, ГодСемьи2024