Четверг, 04 июля 2024

29 июня 2024
Игорь Свинцов

«Фарфор» русской музыкальной культуры

Фотография ©: https://t.me/nikitinnov

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин посвятил рубрику «Новгородика» в своём телеграм-канале великому русскому композитору Михаилу Глинке.

Гений русской музыки, основоположник первой русской оперы и автор гимна России, друг Пушкина и наставник для целой плеяды отечественных композиторов – Михаил Иванович Глинка.

Любовь к русской истории и культуре ему, как и Пушкину, прививала няня, крепостная старушка Авдотья Ивановна. Она щедро делилась с ним народными сказками, былинами и песнями. В раннем детстве любимым музыкальным инструментом будущего композитора были колокольчики, а если их под рукой не было, то колокольный звон он изображал, с энтузиазмом ударяя по медным тазам. 

Впервые Михаил Иванович попробовал себя в роли композитора в возрасте 18 лет. Учась в благородном пансионе при главном педагогическом институте Санкт-Петербурга, он занимался скрипкой и фортепиано и много экспериментировал с жанрами. В 1825 году он написал самый известный свой романс на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». 

По окончании учебы в пансионе Глинка четыре года прослужил помощником секретаря Главного управления путей сообщения, но оставил службу, поскольку она отнимала слишком много времени от музыкального творчества. Композитор понимал, что для реализации всех творческих планов ему не хватает должного музыкального образования, и в 1830 году принял решение уехать в Европу. 

В Милане он брал уроки у итальянских учителей, в Берлине постигал полифонию и инструментовку. Глинка изучал вокальный стиль бельканто, и как он сам позже писал, «по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы». Сюжет для первого произведения в этом жанре Михаилу Ивановичу подсказал Жуковский, а в 1836 году новый сезон Петербургского Большого театра открылся премьерой оперы «Жизнь за царя». На премьере присутствовал император Николай I, по окончании он пожаловал композитору бриллиантовый перстень. Александр Пушкин написал шуточный канон в честь успешной премьеры: «Пой в восторге, русский хор, Вышла новая новинка. Веселися, Русь! наш Глинка – Уж не Глинка, а фарфор!» А вот с премьеры оперы «Руслан и Людмила» император вместе со всей семьей ушел еще до финала. Публика не готова была принять эксперименты композитора со звучанием, когда симфонический оркестр имитировал игру гуслей, стук вилок и ложек. 

После «царского провала» Глинка покинул Россию. Европейская же публика, напротив, встретила его восторженно, что вдохновило Михаила Ивановича на написание еще многих увертюр и симфоний. Глинка много путешествовал в поисках вдохновения, несколько раз ненадолго возвращался в Россию. Он начал работу над новой оперой «Тарас Бульба», но забросил ее, оставив лишь первые наброски. 

Основатель русской классической композиторской школы и школы вокального исполнения скончался в Берлине в 1857 году. Родственники узнали о его смерти лишь спустя три месяца и приняли решение перевезти его на Родину. Для обеспечения сохранности на ящике с останками тела была нанесена надпись – «Фарфор».