Суббота, 02 ноября 2024

06 августа 2024
Елена Кузьмина

Новгородские учёные исследовали феномен советского и современного Чебурашек

Премьера «Чебурашки» режиссёра Дмитрия Дьяченко состоялась в декабре 2022 года.

Фотография ©: кадр из фильма «Чебурашка»

Заведующий кафедрой философии, культурологии и социологии Новгородского университета Сергей Маленко и профессор кафедры Андрей Некита проанализировали феномен фильма Дмитрия Дьяченко «Чебурашка», премьера которого состоялась в России в 2022 году. Статья учёных вышла в журнале «Индустрия впечатлений. Технология социокультурных исследований», сообщили в пресс-службе вуза.

– Актуализация образа Чебурашки в этот период полностью соответствует крайнему драматизму того непростого этапа, на котором находится Россия, – отмечают авторы исследования. – Это во многом объясняет возрождение массового очарования от советского прошлого и связанных с ним созидательных символов. Взрывной интерес представителей всех поколений к этой картине неразрывно связан со стремлением россиян к проверенным временем визуальным образам счастливой, спокойной и мирной жизни. С другой стороны, в стремлении преодолеть отчуждение и одиночество, которые являются главными внутренними вызовами для российского общества, посредством переживания советского опыта индивидуации, на котором формировались целые поколения, можно усмотреть действие мощного компенсационного механизма.

По мнению учёных, не будет преувеличением сказать, что история и образ Чебурашки – настоящий бренд этого периода. 

Новгородцы также проанализировали мифологическую, архетипическую составляющую истории о Чебурашке. По их данным, Чебурашка олицетворяет собой архетип Ребёнка, крокодил Гена – Отец, а старуха Шапокляк – Мать.

Сложности с идентификацией Чебурашки напоминают аналогичные проблемы детского сознания, для которого столь характерны периоды неопределённости и интенсивного вопрошания, говорят исследователи. Именно эти качества позволили советскому Чебурашке найти в своём ближайшем окружении столь же неуверенных в себе взрослых и детей, которые и составили первичный круг его общения. 

В общих делах взрослые и дети, большие и маленькие, люди и животные находят способы преодоления своего одиночества, что позволяет им заново переосмыслить социальную действительность и своё место в ней. 

Показательно, считают учёные, что и в новом «Чебурашке» тема одиночества оказывается ведущей. Однако, если советская история учила зрителя способам коллективного и деятельного преодоления одиночества, то в киноверсии Дьяченко каждый из главных героев пытается за счёт Чебурашки хоть как-то решить свои застарелые внутренние проблемы.

Теги: Великий Новгород, НовГУ, фильм, мультфильм, Чебурашка, наука, архетипы