Четверг, 18 июля 2024

02 октября 2019
Редакция

Учёные из НовГУ изобрели систему защиты самолетов от птиц

Малое предприятие НовГУ «Инновация-Н» разработало систему повышения безопасности полётов, пишет университетское издание «Газон. Медиа». Новая разработка стала совместным проектом команды ученых из НовГУ и ряда промышленных предприятий, в частности СКТБ РТ.

– Поводом для начала работы стали авиационные происшествия 5 мая и 15 августа 2019 года, – рассказал порталу «Газон» руководитель предприятия «Инновация-Н» Владимир Тимофеев. – В первом случае при посадке загорелся самолёт Sukhoi Superjet-100 «Аэрофлота». Погиб 41 пассажир. По информации различного рода источников, одной из причин гибели пассажиров является то, что люди, которые находились в «хвосте» самолета, не смогли выбраться, потому что некоторые сидевшие впереди пассажиры после жесткой посадки пытались достать свои вещи из багажных полок. 15 августа лайнер Airbus A321-211 авиакомпании «Уральские авиалинии» экстренно приземлился на кукурузном поле в результате столкновения со стаей чаек и отказа обоих двигателей.

Новгородские изобретатели разработали способы закрытия дверцы багажной полки с блокировкой и обеспечения орнитологической безопасности полета летательного аппарата.

– Вариантов блокировки дверцы багажной полки может быть множество, но главным является то, что решение о закрытии или открытии блокирующего устройства принимает непосредственно бортпроводник в начале и в конце полета соответственно, – пояснил Владимир Тимофеев. – Необходимо предусмотреть, чтобы в случае отказа блокирующей электроники или пропадания напряжения автономного питания на борту самолета открытие блокирующего устройства могло быть осуществлено бортпроводником вручную. Кроме этого, можно предусмотреть наличие источника бесперебойного питания для блокирующей электроники. Комплексная защита от столкновения с птицами формируется при одновременном использовании приборов направленного действия, реализующих акустический, динамический и визуальный методы отпугивания птиц, расположенных на борту летательного аппарата. При этом бортовая радиолокационная станция создаёт электромагнитное поле. А защита воздухозаборника двигателя летательного аппарата от попадания в него птиц или другого постороннего предмета после их обнаружения бортовой радиолокационной станцией и сближения осуществляется путем автоматического включения защиты от столкновения в виде потока энергии в направлении, препятствующем попаданию птицы или другого постороннего предмета в воздухозаборник, в результате чего происходит мгновенное сгорание или изменение курса полета птицы или другого постороннего предмета.

В настоящее время разработчики подали заявки на получение патентов здесь на оба способа. Также создатели системы претендуют на финансирование от фонда «Сколково».

Теги: Наука, НовГУ