За прошлую неделю средняя розничная цена на бензин АИ-92 снизилась на 4 копейки, до 43,04 рубля за литр. Сильнее всего подешевел он в Хакасии (-55 копеек). Средняя розничная цена на АИ-95 снизилась на 3 копейки, до 46,10 рубля за литр. Здесь лидером стал Дагестан (-34 копейки). На летнее дизельное топливо средняя цена в рознице выросла на 59 копеек, до 46,96 рубля за литр.
Цены на российских АЗС почти не зависят от котировок нефти. Их влияние нивелирует действующий сейчас демпфирующий механизм, который работает как на доплату нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) в случае высоких цен на нефть, так и на изъятие дополнительных доходов в бюджет в случае низких котировок, - поясняет «РГ».
- В условиях конкуренции на топливном рынке сети АЗС могут снижать цену в пределах нескольких копеек, что и происходит, но такого падения стоимости топлива, как в Европе, даже несмотря на заполненность резервуаров и падение спроса, мы не увидим,- считает аналитик "Финам" Алексей Калачев. По его мнению, для того чтобы розничные цены на автомобильное топливо двигались за нефтью, нужно серьезно корректировать параметры демпфирующего механизма.
При этом, как пояснил генеральный директор ИГ "Петромакрет" Иван Хомутов, оптовые цена на бензин уже упали за 15-17 апреля на 9% относительно конца прошлой недели (10 апреля). Следствием этого стал необычный перекос: по состоянию на 17 апреля средняя по стране цена НПЗ на бензин АИ-92 составляет 36 762 рублей за тонну. При поставке на российский рынок с нее НПЗ должен заплатить практически ту же величину налогов - 36679 рублей (из них 6127 - НДС, 12752 - акциз, 17 800 - отрицательный "демпфер"). Иными словами при текущем уровне цен на бензин в опте у нефтяников посредством налогов изымается вся выручка от его реализации.
Это падение и этот перекос являются следствием несбалансированности спроса и предложения бензина на оптовом рынке России. На фоне принятия карантинных мер в стране спрос на бензин сильно просел, а нефтяники не успели привести в соответствие этому спросу предложение продукта, которое по-прежнему велико.