Как пишет "РГ", до сих пор российские региональные товары могли узаконить свою географическую уникальность только в качестве наименования места происхождения товаров (НМПТ). Это предусматривает весьма непростую процедуру регистрации и предъявляет к производителю жесткие требования, которые иногда невозможно выполнить. В частности, все стадии производства товара должны осуществляться на той территории, наименование которой производитель хочет закрепить в названии продукта.
Например, "Адыгейский сыр" должен быть произведен исключительно из адыгейского молока, сыр должен созревать в специальных корзиночках из сливовых прутьев. Тогда как 80 процентов адыгейского сыра производится за пределами Адыгеи.
С 27 июля 2020 года в дополнение к НМПТ появляется возможность зарегистрировать свой уникальный товар, произведенный в определенной местности, как ГУ. По нему порядок регистрации товаров предельно упрощен, а от производителей требуется только подтверждение, что хотя бы одна стадия производства находится именно в той местности, которая указана на упаковке.
Географическое указание происхождения продукта может принести производителю существенную добавленную стоимость продукту.
-Европа активно использует это - все мы знаем пармскую ветчину или пармезан, шампанское или бордо, - приводит примеры директор по аграрной политике НИУ ВШЭ Евгения Серова.
Однако получается, что одна компания может выкупить бренд "Вологодское масло", а другие производители Вологодской области, которые в тех же географических условиях будут производить масло, уже не смогут писать на упаковке "Вологодское масло".
Например, на Алтае уникальные условия для производства меда: на этой территории произрастают сто эндогенных трав, и на других территориях такого сочетания уже нет. Но это не значит, что одна пасека может купить право называть свой продукт "Алтайским медом", а остальные алтайские производители должны лишиться этого права, заключает эксперт.
Теги: географическое указание, РГ, экономика