Воскресенье, 24 ноября 2024

20 марта 2024
Мария Клапатнюк

Андрей Никитин: Строительство ВСМ воспринимают в Великом Новгороде как восстановление исторической справедливости

Новгородская область из региона «в стороне» превратится в регион на самом главном транспортном маршруте нашей страны.

Фотография ©: пресс-служба ОАО «РЖД»

Сегодня, 20 марта, в колонке для федерального издания «Ведомости» губернатор Новгородской области Андрей Никитин рассказал, почему в результате строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург повысится качество жизни в Новгородской области.

Приводим полностью текст колонки Андрея Никитина.

В ходе оглашения послания Федеральному собранию 29 февраля Владимир Путин объявил, что «первый высокоскоростной железнодорожный маршрут между Москвой и Петербургом пройдёт через Тверь и нашу древнюю столицу – Великий Новгород». Президент резюмировал, что наша страна готова к реализации проекта в финансовом, экономическом и технологическом смысле, и предложил начать работу. Высокоскоростная магистраль (ВСМ) – амбициозный проект, который существенно повысит не только уровень развития железнодорожного сообщения, но и качество жизни сразу в нескольких регионах.

Для Новгородской области ВСМ имеет ещё один аспект – исторический. Когда в 1843 г. российское правительство рассматривало два варианта будущей Санкт-Петербурго-Московской (с 1855 г. – Николаевской) железной дороги, был принят наиболее короткий маршрут – в стороне от Великого Новгорода. Это делало магистраль на 30 км короче и на 17% дешевле, но такая экономия в итоге обернулась для древней столицы плачевными последствиями. Губернский город оказался в стороне от основных транспортных потоков империи и существенно затормозился в экономическом развитии. И сегодня решение главы государства воспринимают в Новгороде как восстановление исторической справедливости.

Старт строительству ВСМ был дан 14 марта 2024 г. Трасса пройдёт по территории шести субъектов Федерации – Москвы, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, Санкт-Петербурга. В них проживает около 30 млн человек – 20% населения страны. Мировой опыт показывает, что запуск ВСМ способствует росту населения и валового регионального продукта (ВРП) в тех регионах, по которым проходят железнодорожные пути. Так, например, во Франции население в регионах с ВСМ росло на 8% больше, чем на остальных территориях, а ВРП – на 11%. Проект ВСМ открывает перед регионами новые возможности. Нам предстоит ими грамотно воспользоваться и подойти к моменту запуска железной дороги в полной готовности.

На примере Новгородской области расскажу, о каких возможностях идёт речь. ВСМ сильно улучшит её транспортную доступность. Новгородская область из региона «в стороне» превратится в регион на самом главном транспортном маршруте нашей страны. С появлением ВСМ туристический поток на Новгородчину может вырасти в 2 раза, с нынешних 1,7 млн человек в год до 3,5 млн. Транспортный фактор сейчас позволяет доехать до нас далеко не всем желающим. Туристы приезжают к нам больше на автомобилях; добираться по ВСМ будет и быстрее, и комфортнее. При этом у нас огромное количество исторических мест, которые хотят посетить и граждане нашей страны, и иностранные гости.

Высокими темпами будет развиваться региональная экономика. За период стройки и первые 20 лет эксплуатации ВСМ бюджет Новгородской области может получить более 154 млрд руб. дополнительных налоговых поступлений. Вырастет объем инвестиций, привлекаемых в наш регион. Появятся новые рабочие места. Вместе с экономикой вырастет качество жизни, будет совершенствоваться социальная инфраструктура.

В связи с этим масштабный проект можно рассматривать не только с точки зрения развития транспортной инфраструктуры между двумя крупнейшими мегаполисами, но и как зримое свидетельство внимательного отношения к регионам. О важности равномерного развития всех территорий России тоже неоднократно говорил президент. Исторические, исконные территории – та самая классическая русская провинция – перестают быть периферией. И это не пустые слова. Из Великого Новгорода можно будет добраться до Петербурга за 29 минут, до Москвы – за 1 час 45 минут. Что это значит? Спокойный, уютный, зеленый, экологически благополучный город окажется таким же близким к столицам, как их собственные пригороды.

Для людей, живущих здесь, это важно даже психологически. Зачастую именно привлекательность больших городов заставляет людей покидать малую родину. Но зачем ее покидать, если возможность посетить Москву или Санкт-Петербург для новгородцев станет куда доступнее, чем прежде? Парадоксальным образом транспортная доступность, дающая возможность уехать, может стать для кого-то поводом остаться.

Комфортные условия для динамичной жизни на Новгородчине также обеспечит амбициозный проект «Город-университет», к реализации которого мы уже приступили. Строим университетский кампус по мировым стандартам. В нем будет пять зданий с технопарком, бассейном и спортивными площадками. Столица Новгородской области станет точкой притяжения талантливой молодёжи со всей страны. Мысленно добавьте к этому контекст уютного исторического города с благоприятной экологией.

Ещё одна остановка в Новгородской области на пути поездов ВСМ – Валдай – затронет сразу несколько территорий (Боровичи, Окуловку и одноименные районы). 

На Валдае мы уже строим новую дорогу ещё до одного районного центра – Демянска, появилась современная федеральная больница. Новый импульс получит развитие экотуризма. В Боровичах и Окуловке видим рост промышленности, а следовательно, будет развиваться профессиональное образование, колледжи как поставщики кадров для экономики. Получается, что с появлением ВСМ будут меняться сразу две точки концентрации, где проживает большая часть населения региона.

Но важно понимать, что вместе с новыми возможностями в результате строительства ВСМ нас ждут серьёзные вызовы. И темпы развития нашего региона будут напрямую зависеть от того, насколько эффективно мы сможем на них отреагировать. Так, по данным аналитиков «Сбера» (одного из ключевых участников проекта строительства ВСМ), население Великого Новгорода вырастет с нынешних 223 000 человек до порядка 500 000 человек уже к 2035 г. или чуть раньше. Это говорит как минимум о том, что нам нужен новый генплан, который учтет меняющуюся реальность. При развитии города очень важно не утратить созданные здесь комфортные условия для жизни. Убежден, что необходима широкая общественная дискуссия о перспективах развития Новгородчины в контексте строительства ВСМ, и мы ее организуем. Если реализуем задуманное, то Новгородская область станет местом, уезжать из которого надолго вряд ли захочется.

Мы давно говорим о проблеме демографического дисбаланса между территориями: одни регионы пустеют – другие перенаселяются сверх меры. ВСМ поспособствует и в ее решении.

В чём глобальный смысл решения президента по строительству высокоскоростных магистралей? На мой взгляд, мы становимся свидетелями начала переосмысления государственного подхода к региональному развитию России. В том числе и поэтому проект ВСМ справедливо считать историческим.

Теги: Новгородская область, транспорт, ВСМ, Андрей Никитин