Понедельник, 25 ноября 2024

08 сентября 2024
Мария Клапатнюк

Студент НовГУ исследовал конфликты русских с ганзейцами в Новгороде XIV веке

Русские и ганзейцы активно контактировали и вне деловых сделок.

Фотография ©: служба новостей Новгородского университет

Студент четвёртого курса Гуманитарного института НовГУ Всеволод Головашкин рассмотрел меры по урегулированию конфликтных ситуаций и защите прав ганзейских купцов Немецкого подворья на основе четвёртой редакции новгородской скры.

— Новгородская скра — устав, регламентировавший деятельность и быт купцов Немецкого подворья в Великом Новгороде, которое было центром русско-ганзейской торговли в XIII–XV веках. Документ существует в семи редакциях XIII–XVII веков, — напомнили в пресс-службе университета.

Как отмечает исследователь, случались профессиональные конфликты – фальсификация товара, нарушения правил ведения сделок, которые приводили к конфискации товара, задержаниям. Политические – притеснения купцов за границей, нарушения берегового права, контрабанда. Бытовые – азартные игры, женский вопрос, посещение питейных заведений, которые приводили к потасовкам, разбоям, убийствам.
 

— Конфликты были различными и обуславливались объективными обстоятельствами, что затрудняло их решение, — рассказал Всеволод Головашкин. — Тем не менее, взаимовыгодность существующих связей подталкивала стороны к принятию определенных мер для ликвидации этой проблемы для сохранения дружеских и деловых отношений и продолжения торговли. В четвёртой редакции скры прописаны наказания за нарушения в виде штрафов. Наиболее распространенный денежный штраф по уставу — одна марка. Самый большой — 50 марок. За особо серьезные нарушения предусматривалось лишение права подворья, в некоторых случаях применялась смертная казнь. Неоднократно упоминаются наказания в виде конфискации имущества.

Отдельные статьи устанавливали определенные правила взаимодействия ганзейцев с русскими в быту. Купцам строго запрещалась игра в кости, особенно на русских подворьях.

— Когда подворье закрывается каждый должен был попрощаться с русским, — рассказал Всеволод Головашкин. — В этой же статье говорится, что ответственность за понесенный русским вред от собаки нес тот, кто задержал русского. Подобные меры показывают, что русские и ганзейцы активно контактировали и вне деловых сделок. Но всё это могло привести к конфискации имущества, убийствам или задержанию купцов вне подворья, где Новгородская скра уже не работала. Из данных статей мы видим, что за сохранность собственности отвечали сами купцы, что объясняется западноевропейским принципом «авантюрной торговли», когда каждый сам несет свой убыток. Следовательно, ганзейцам было важно не провоцировать русских, из-за возможных конфликтов, так как они приводили к разбою и штрафам.

Исследователь пришел к выводу, что постановления Новгородской скры служили результатом накопления опыта конфликтных ситуаций и пытались предотвратить их повторение путем наказания за их нарушения. Также, как отметил автор, скра являлась строго регламентированным уставом, способным защитить права ганзейских купцов, чего они не могли ожидать за пределами подворья, так как в Новгороде отсутствовало городское право.

Статья опубликована в сборнике десятой Всероссийской, с международным участием, научной конференции молодых ученых, которая проходила в 2023 году в Ижевске.

Теги: НовГУ, Ганза, исследования