Среда, 08 мая 2024

15 апреля 2021
Елена Кузьмина

Учёные НовГУ разработали систему антистрессовых упражнений для школьников

Учёные Новгородского университета приняли участие в создании коллективной монографии, посвящённой инновациям в науке, образовании, производстве и транспорте. Работа издана одесским Институтом морехозяйства и предпринимательства, рассказали в университетском пресс-центре.

В издание вошли главы на русском, украинском и английском языках. Три из них написали сотрудники кафедры физкультуры НовГУ. Они посвящены развитию выносливости у подростков, которые занимаются баскетболом, формированию вестибулярной устойчивости у начинающих гимнасток и борьбе с тревожностью у школьников с помощью фитнеса.

Тексты содержат результаты проведённых новгородскими учёными исследований. В них участвовали профессор Галина Федотова, доцент Анна Колпакова, преподаватели Елена Бабайкина и Татьяна Кузьмина, а также лаборант кафедры Анна Кулебина.

Для изучения перспектив внедрения фитнес-методик учёные провели эксперимент в новгородской школе №37. Его участниками стали 42 ученика шестого и седьмого классов. Сначала исследователи с помощью тестов оценили уровень тревожности среди подростков.

«Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что школьной тревожности подвержены 86% подростков, что является высоким показателем для данной возрастной группы, – приводят результаты исследования его авторы. – Практически у каждого второго подростка низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и чуть меньше – страх не соответствовать ожиданиям окружающих (60% и 45% соответственно). Наиболее высокий уровень тревожности вызывает переживание социального стресса – 90%; незначительно ниже страх самовыражения и проверки знаний – 85% и 80% соответственно. Этот показатель напрямую связан с самооценкой».

Для решения проблемы исследователи создали комплекс фитнес-упражнений музыкально-ритмической и аэробной направленности. Занятия ввели в программу седьмым уроком. Школьники выполняли упражнения на гибкость, развитие мышц туловища, рук, плечевого пояса в определённой последовательности.

Через некоторое время участники эксперимента снова прошли тесты на личностную тревожность.

«Повышенный и явно повышенный уровень школьной тревожности снизился на 43%, – пишут авторы о результатах исследования. – По результатам шкалы общей тревожности Филлипса повышенный уровень перешёл в нормальный и составил 49%, что является хорошим результатом для вторичной диагностики. Скрытость и осторожность у участников эксперимента исчезли, агрессивность наблюдалась только у двух мальчиков. Неуверенность в себе и зависимость отмечается только у одного учащегося седьмого класса».

Учёные отметили, что фитнес-методики следует рассматривать в качестве инновационного элемента физкультурного образования.

Теги: НовГУ, школьники