Студенты НовГУ имени Ярослава Мудрого победили в международном конкурсе «Стратегический потенциал молодежной науки». Второкурсники кафедры иностранных языков, перевода и межкультурной коммуникации Татьяна Вишнева, Николай Мейрам, Ксения Мазурова и Мария-Кристина Чирва представили работу «Использование метода автокоррекции для повышения эффективности запоминания».
Как сообщили в службе новостей университета, метод автокоррекции является инновационной образовательной технологией. Его суть состоит в автоматическом формировании индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося для минимального количества повторов при запоминании информации.
– Представим, что у нас имеется сто заданий, которые необходимо усвоить с использованием традиционной методики. В этом случае каждый последовательно выполняет дискретно представленные и одинаковые для всех учащихся задания. При использовании метода автокоррекции, который заложен в функционале тренажера-самоучителя, объем работы для конкретного занятия выражается не в числе заданий, а в количестве минут. В школе для работы с тренажером на уроке выделялось по четыре-пять минут. Дети воспринимали это как развлечение. За отведенное время школьники успевали, к примеру, выписать разное количество словарных слов. Количество ошибок тоже отличалось, поэтому для их исправления кому-то понадобилось два повтора, кому-то меньше, некоторым больше, – пояснил научный руководитель проекта, профессор кафедры экологии, географии и природопользования НовГУ Николай Семчук. – Один ученик успевал сделать семь, а другой – девять заданий. На следующем занятии все начинали с первого незаблокированного задания, а не с того места, где работа была завершена в прошлый раз. Ошибки и успешные попытки фиксируются. Баллы автоматически суммируются. Между ними автоматически определяется разница. При достижении требуемой разницы с превышением успешных попыток, задание блокируется и удаляется из активной зоны. Так учащийся продвигается по заданиям в общем массиве, пока не усвоит весь материал.
Автокоррекция позволяет минимизировать затраты времени и усилий для запоминания информации, а также автоматически сформировать индивидуальный маршрут обучения для каждого при любом количестве учащихся.
Метод разработали Николай Семчук и бывшая заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования НовГУ Галина Орлова. Также над проектом работала выпускница НовГУ Марина Щербина. Апробация эффективности тренажеров проводилась в школах Великого Новгорода и Новгородской области. Были получены уникальные результаты. При обучении написанию словарных слов в двух десятках тренажеров, которые были использованы в классе, не было обнаружено ни одного повтора в маршрутах выполнения заданий. В итоге все учащиеся – и слабые, и сильные – написали контрольный диктант без единой ошибки. То есть, метод показал полное усвоение материала. Ученые особо отмечают, что при использовании тренажеров школьники ощущают успех.
Методика запатентована. Изданы тренажёры-самоучители, с помощью которых можно освоить таблицу умножения, словарные слова, химические формулы. Сейчас студенты под руководством Николая Семчука разрабатывают новую версию электронного варианта тренажера-самоучителя. Они пытаются сделать удобную для учащихся программу, чтобы метод можно было использовать массово. Рассчитывают получить грант на доработку продукта совместно с программистами. После этого планируют выложить программу в интернет для открытого доступа.
Теги: Образование, обучение, НовГУ, память