Пятница, 27 декабря 2024

06 марта 2024
Елена Кузьмина

Новгородская берестяная грамота №144 повествует о волховских сигах для боярина Есифа Давыдовича

Грамоту № 144 нашли в советские годы в Великом Новгороде на Неревском раскопе близ моста Александра Невского в слоях XIV века.

Фотография ©: gramoty.ru

Это сейчас выловить сига в Волхове – большая удача для рыбака. После строительства Волховской ГЭС путь этих рыб к нерестилищу был сильно затруднён, и сегодня новгородцы чаще видят их на гербе своего города, чем в природной среде. Сиги, относящиеся к породе лососевых и очень ценных рыб, стали символом богатства Новгорода. 

Свидетельства того, что сотни лет назад они гораздо чаще встречались в волховских водах, можно найти в новгородских берестяных грамотах. Об одном из символов города пойдёт речь в новом материале спецпроекта «НВ» и лингвиста, академика Российской академии наук Алексея Гиппиуса «Напиши мне грамоту». Он посвящён грамоте №144, найденной в советские годы на Неревском раскопе близ моста Александра Невского в слоях XIV века. 

Напиши мне грамоту

В оригинале текст берестяного послания звучит так:

приказъ · косарику · ѿ есиѳа ·

възми · у тимоѳѣѧ 50 сиго‐

въ · [ѡ] 3 рублѧ а роко · на роство · 

Перевод получился таким:

Распоряжение Косарику от Есифа. Возьми у Тимофея 50 сигов примерно на три рубля. А срок [платы] – на Рождество. 

Напиши мне грамоту

Кто есть кто в этой грамоте? Косарика идентифицировать трудно. Понятно только, что называют его так же, как порой сегодня зовут мужчин по имени Вадим, Станислав или, например, Виталий – Вадик, Стасик и Виталик. Видимо, прозвище горожанина – Косарь. Оно встречается в новгородских писцовых книгах. 

Тимофей, очевидно, рыбак или торговец, а вот Есифа историки знают. Это не кто иной, как новгородский боярин Есиф Давыдович, которого можно встретить ещё в нескольких грамотах. И не только. Информация из грамоты подтверждается в Новгородской первой летописи, где под 1342 годом говорится о большом пожаре, охватившем Неревский конец. В нём погиб «муж добр» Есиф Давыдович. Здесь он, очевидно, и жил. 

По словам Алексея Гиппиуса, эпитет «муж добр» не означает, что Есиф Давыдович был добрым. А вот то, что он был человеком значительным, знатным, зажиточным купцом, – точно. 

Ещё Есиф Давыдович, явно, любил вкусную рыбу и сигов в частности. Их на протяжении веков уважали не только в Новгороде, но и по всей России вплоть до XX века. Сиги составляли 85% общего улова в Волхове. Их много раз упоминали в новгородских писцовых книгах, но первенство в этом деле принадлежит житию новгородского святого, жившего в XII веке Варлаама Хутынского. 

– 50 сигов – это не самое большое приобретение, – говорит Алексей Гиппиус. – Есть берестяные грамоты, в которых говорится о 100 лещах. 

Но сиг был рыбой дорогой, поэтому Есифу Давыдовичу пришлось заплатить за него примерно три рубля – значительные средства в Новгороде XIV века. 

Познакомиться со всем собранием берестяных находок можно на сайте «Древнерусские берестяные грамоты»

Кстати, автор грамоты говорит «три рубля» совсем, как мы с вами сегодня. Это один из самых ранних случаев такого написания. До того новгородцы писали иначе – «три рублѣ» или «три рубли», пояснил Алексей Гиппиус.

Слово «примерно» в берестяной грамоте скрывается за предлогом «о», передававшим в сочетании с винительным падежом значение приблизительного количества. Есть в тексте и другие слова, значение которых современному читателю будет непонятно. Например, «рок». Это не судьба, а хорошо знакомый нам «срок». 

Напиши мне грамоту

Необычно для современного уха звучит и «роство», за которым скрывается название праздника – «Рождество». В древнерусском слово звучало как «рожьство», при этом буква «ь» означала особый сверхкраткий звук, редуцированный гласный. Примерно в XII веке он перестал произноситься, а получившееся «рожство» упростилось до «роство». Cовременное «Рождество» – из церковнославянского языка, в котором такое произношение возникло в XV веке под влиянием южнославянской традиции. 

Авторы и адресаты грамот, разумеется, понимали, о чём именно идёт речь. Иначе Тимофей не получил бы свои три рубля, а Есиф Давыдович – сигов к боярскому столу. 

Читайте берестяные грамоты вместе с «НВ» и Алексеем Гиппиусом!

Теги: Великий Новгород, проект, берестяные грамоты, археология, наука, история, НапишиМнеГрамоту, Алексей Гиппиус