В новом выпуске спецпроекта «НВ» и лингвиста, академика Российской академии наук Алексея Гиппиуса «Напиши мне грамоту» пойдёт речь о грамоте №238 – одной из интереснейших в коллекции берестяных писем. В ней упоминается испытание водой.
Послание на берёзовой коре археологи нашли на Неревском раскопе в Великом Новгороде в слоях XII века – на мостовой древней Кузьмодемьянской улицы. Сегодня это угол улиц Розважа и Великой перед мостом Александра Невского.
Оригинальный текст звучит так:
… несъдицеви полъ пѧтѣ рѣза[нѣ : а] (мъ)нѣ еси
въдале дъвѣ коунѣ цьто же за м[ъ](но)[ю] твориши
[за] мъною осмь коунъ и гривьна : поиди же въ горо‐
(дъ) [мо]гоу сѧ съ тобою ѧти на водоу
В переводе он получился таким:
… [Ты дал] Несдичу четыре с половиной резаны, а [мне] ты дал две куны. Что же ты утверждаешь, будто за мной восемь кун и гривна? Пойди же в город – могу вызваться с тобой на испытание водой...
Грамота повреждена, и полностью текст восстановить невозможно, но общий смысл понятен. Речь идёт о споре – автор грамоты упрекает адресата в том, что тот говорит неправду, и грозит ему судом. Поводом для разбирательства стали денежные дела. В тексте упоминается все «представители» денежной системы древнего Новгорода – резаны, куны и гривны кун.
Самое любопытное в этой грамоте – угроза вызова на Божий суд. Согласно первому своду законов древней Руси «Русская правда», составленному во время правления Ярослава Мудрого в XI веке, ответчика могли подвергнуть двум видам довольно жестоких испытаний – водой или железом. Очевидно, раскалённым.
Если подозреваемого обвиняли в убийстве или воровстве, то его могли испытать железом. Когда сумма иска составляла от полугривны золота до двух гривен, предположительно, серебра, то использовали испытание водой. Если сумма была ещё меньше, то достаточно было принести клятву – роту.
В 238-й грамоте истец говорит всего о двух кунах, но всё равно вызывает оппонента на проверку водой. Возможно, другого выхода уже не видел или просто хотел нагнать страху. Во время испытания нужно было либо достать голой рукой кольцо со дна сосуда с кипящей водой, либо испытуемого, связанного веревкой, бросали в воду. Его признавали невиновным, если он шёл ко дну, и виновным, если оставался на поверхности.
Познакомиться со всем собранием берестяных находок можно на сайте «Древнерусские берестяные грамоты».
Впрочем, грамота с Козьмодемьянской улицы интересна и другими деталями. Например, глагол «твориши».
– «Творить» значит «делать», но в древнерусских грамотах это слово чаще используется в другом значении – утверждать что-то о ком-то и, как правило, без должных оснований, – разъяснил Алексей Гиппиус. – Это то самое значение, которое хорошо ощущается в слове «притворяться», то есть делать вид, заявлять о себе нечто, не соответствующее действительности.
Несдич – это не имя, а отчество, происходящее от имени Несъда. Такое же отчество носил известный новгородский посадник Мирошка Несдинич, занимавший этот пост с 1189-го по 1204 год. Перед смертью он постригся в монахи в Юрьевом монастыре и был похоронен здесь, в Георгиевском соборе. Но это уже совсем другая история.
Читайте берестяные грамоты вместе с «НВ» и Алексеем Гиппиусом!
Теги: Великий Новгород, берестяные грамоты, история, Алексей Гиппиус, Напишимнеграмоту