Воскресенье, 05 мая 2024

20 сентября 2019
Редакция

Журналисты часто пишут о дистанционных мошенниках, но на этот раз наша коллега едва сама не попала им на крючок

Мы часто пишем о дистанционных мошенничествах, о том, как аферисты, пользуясь доверчивостью и неопытностью граждан, завладевают данными их банковских карт и похищают средства. Но на этот раз наша коллега едва сама не попала им на крючок.

Читайте поучительную историю от Киры Соболевой, главного редактора районной газеты «Любытинские вести».

...Эта реальная история произошла не далее, как неделю назад. В разгар рабочего дня зазвонил телефон. Высветился московский номер. Поскольку работа журналиста связана с общением с самыми разными людьми, я ответила на звонок.

– Добрый день! Я Олег, оператор ПАО «Сбербанк». Я разговариваю с... (называет мои имя и фамилию)?

– Да.

– В настоящий момент мы отследили подозрительную активность в онлайн-кабинете вашего банка. Разрешите уточнить – это вы сейчас переводите 4 тысячи рублей пользователю карты отделения в Санкт-Петербурге Максиму Ивановичу А.?

Сердце ухнуло в пятки. Прямо сейчас мои кровно заработанные деньги кто-то переводит в Санкт-Петербург! Где-то на уровне подсознания забрезжила мысль, что сейчас четырёх тысяч рублей на моей карте нет. Да и кто-то говорил мне, что операторы моего банка по телефону не звонят, а общаются посредством СМС-оповещений с короткого трехзначного номера. Но какая разница! Злоумышленника нужно остановить!

– Нет, я ничего не перевожу! – горячо запротестовала я.

– Так транзакцию следует приостановить? – уточнил мой собеседник.

– Да-да, остановите. А ещё лучше – отмените совсем. Мне дороги мои деньги!

– Хорошо, подождите минутку, сейчас я проведу необходимые процедуры.

Собеседник некоторое время молчал, в телефоне умиротворённо звучала музыка. Потом вежливо и безучастно звонивший оповестил меня:

– Для отмены транзакции я должен идентифицировать вас как нашего клиента. Назовите, пожалуйста, номер договора, согласно которому вам выдана пластиковая карта.

Я смутилась. Нужный документ я могу искать часами. И при всём при том почти никогда не нахожу. А что, разве был договор?

– Если у вас прямо сейчас нет на руках договора, я могу идентифицировать вас по номеру любой вашей пластиковой карты, – любезно предложил оператор Олег.

– Это как?

– Просто продиктуйте мне номер, дату и кодовые цифры на обратной стороне. В этом месте проблесковый маячок в моей голове не просто засигналил, а стал вращаться с бешеной скоростью, посылая сигналы SOS заблудшему здравому смыслу.

– Как это – прямо все цифры?

– Да, все. Тогда мы установим вашу личность, отменим транзакцию и защитим от мошенников ваши деньги. Вам ведь дороги ваши деньги?

Медленно, нехотя, на ходу меняя ориентиры и подключая голову, я попыталась сформулировать ответ:

– Знаете, мой рабочий офис находится на втором этаже здания моего банка. Я сейчас спущусь к оператору, предъявлю паспорт, и мы заблокируем всё, что необходимо заблокировать.

Вежливый оператор Олег стремительно потерял лицо:

– Что вы! Не ходите в этот банк! Там работают мошенники. Просто продиктуйте мне номер своей карты!

В этом месте я с облегчением вздохнула и отключила телефон. Но вот родственница моей коллеги данные карты продиктовала. Правда, увидев округлившиеся глаза своих сослуживцев, быстро карту заблокировала. А ведь были и такие, у кого рядом не оказалось никого, кто бы успел дернуть за руку. Тогда деньги пропадали с карты в течение нескольких секунд.

Ведь если владелец сам предоставляет данные банковской карты третьим лицам, за пропажу средств банк ответственности не несет. В договоре каждого банка указано, что ответственность за такие операции ложится на обладателя пластиковой карты. Только некоторые крупные банки могут принять решение о возврате украденных денег.

Если мошенникам все же удалось вас заговорить – срочно (в течение суток) позвоните в банк, заявите о несанкционированном списании денег и приостановите перечисление средств. Можно просто заблокировать карту. Понятно, что с такими мерами несложно и опоздать – грабеж с карты занимает несколько секунд. А если деньги ушли по корреспондентскому счету или в другой банк, надежда на их возвращение в кошелек тает, как утренний туман.

А вообще всегда соблюдайте простое правило: никому и никогда не сообщайте данные своей банковской карты, паспорта, логин и пароль от «личного кабинета». Так что, если вам позвонит вежливый оператор Олег, лучше извинитесь, положите трубку и сами перезвоните в свой банк по телефону горячей линии (она указана на карте). При покупке через интернет никаких дополнительных данных сообщать не нужно: достаточно номера карты или даже номера мобильного телефона.

Теги: Мошенничество, банки