Воскресенье, 29 декабря 2024

27 июня 2019
Елена Кузьмина

В 97% случаев клиенты сами передают телефонным мошенникам данные банковских карт

По сообщению отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления Банка России, в последнее время выявляется все больше случаев телефонного мошенничества со звонками якобы из коммерческих банков или финансовой службы безопасности всех банков сразу. Такой организации, к слову, не существует.

Используя подменные номера банков, мнимые сотрудники узнают конфиденциальные данные, а получив их, похищают деньги. Как обезопасить себя от маскирующихся под сотрудников банков мошенников?

– По информации Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России, доля несанкционированных операций с использованием методов социальной инженерии увеличилась с 92% в 2017 году до 97% в 2018 году. Остальные 3% составляли вредоносные коды и прочее, – рассказала Елена Балуева, заместитель управляющего Отделением по Новгородской области Северо-Западного ГУ Банка России.

Объем несанкционированных операций, совершенных с использованием платежных карт в 2018 году, составил 1,4 млрд рублей, – на 44% больше чем в 2017 году. Всего за год выявлено свыше 400 тыс. несанкционированных операций. При этом в 97% случаев клиенты сами передавали преступникам данные своих карт.

Как правило, мошенники представляются сотрудниками банка, говорят быстро и уверенно, использует профессиональные термины, чтобы втереться в доверие и получить персональные данные.

Чаще всего обманщики звонят в неудобное время, например, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Мошенники сообщают о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. При этом они торопят и запугивают клиента, давят на его эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое.

Например, обманщики говорят, что по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму и чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам.

Если преступникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету и снимают с него все деньги.

Что нужно сделать, чтобы уберечь свои деньги от мошенников:

1. Если вам звонят из банка или финансовой организации, уточните фамилию, имя, отчество и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию банка. Не перезванивайте по тому номеру, с которого вам звонили, а наберите номер вручную, он указан на обратной стороне карты и на официальном сайте банка. Всегда звоните в банк только по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора.

2. Не стоит паниковать и спешить. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее. Это решение надо принять в течение 48 часов – времени достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет.

3. Ни под каким предлогом никому не сообщайте персональные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.

4. Если клиент сам сообщит преступникам секретную информацию, которую нельзя разглашать, вернуть деньги через банк не получится. Если вы столкнулись с мошенничеством, то нужно сообщить об этом в свой коммерческий банк и интернет-приемную Банка России (https://www.cbr.ru/Reception/). Сообщать о звонках мошенников очень важно, потому что этой информацией ЦБ делится и с банками, и с правоохранительными органами. Также Банк России передает информацию операторам связи – они могут заблокировать номера, с которых звонят мошенники.

Теги: Мошенничество, банки, ЦБ