Пятница, 22 ноября 2024

13 января 2020
Елена Кузьмина

Тимофей Гусев разъяснил позицию областного правительства по теме претензий УФАС

Сегодня, 13 января, заместитель председателя правительства области Тимофей Гусев встретился с журналистами. Темой разговора стало сообщение областного управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по поводу участия лесхозов в лесных аукционах.

Напомним, УФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении регионального министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, а также 19 подведомственных ему лесхозов в районах.

Антимонопольщики заявляют, что выявили признаки нарушения закона «О защите конкуренции». Поводом для возбуждения дела стали аукционы по продаже леса для лесхозов. Согласно Лесному Кодексу РФ, говорится в сообщении УФАС, такие аукционы можно проводить в исключительных случаях – только для удовлетворения государственных либо муниципальных нужд, однако районные лесхозы использовали древесину для перепродажи.

«Реализация древесины таким способом в Новгородской области имеет крупные масштабы, – сообщили в УФАС. – Всего в 2017 году проведено 7 аукционов, на которые было выставлено 208 лотов (участков леса. – авт.), в 2018 году проведено 11 аукционов, на которые было выставлено 265 лотов, в 2019 году (по состоянию на 9.12.2019 год) проведено 12 аукционов, на которые было выставлено 177 лотов. Во всех случаях древесина доставалась лесхозам по минимально возможной цене, таким образом цели проведения аукционов – конкуренция между участниками торгов и повышение стоимости лотов, – полностью нивелировались, а лесхозы получали необоснованные конкурентные преимущества по сравнению с иными участниками рынка».

По словам Тимофея Гусева, цель участия лесхозов в аукционах –  получение средств, которые необходимы на исполнение государственных нужд.

Лесхозы, как напомнил зампред правительства, – государственные учреждения, главные задачи которых – обеспечение противопожарной безопасности в лесу, лесовосстановление и отведение лесосек для заготовителей.

Расходы на выполнение задания, которое Новгородской области спускает федеральный центр, достигают 250 млн рублей в год, а из государственной казны регион получает только 70 млн.

Большое количество регионов из-за недостатка средств не выполняет госзадание, говорит Гусев. Богатые субъекты расходуют областной бюджет, в каких-то регионах действует система лесхозов, которые, имея арендованные участки леса, зарабатывают средства на выполнение своих обязательств.

– С 2009 года в соответствии с областным законом лесхозы получили право покупать лес на закрытых лесных аукционах на упомянутые государственные нужды. – пояснил Гусев. – Они могут самостоятельно заготавливать древесину для перепродажи либо передавать участок заготовителю. После этого директор лесхоза продавал этот лес по прямому договору тому, кому хотел, а вырученные средства направлял на обеспечение пожарной безопасности, лесовосстановительные и лесохозяйственные мероприятия, отвод участков под вырубку. Такая практика закрытых аукционов создала ограниченный круг предпринимателей, которые получали доступ к лесным ресурсам по заниженным ценам.

Новгородская область с 2009 года использовала региональный закон, к которому до сей поры не возникало вопросов ни у Рослесхоза, ни у прокуратуры, ни у ФАС. Лесхозы покупали лес у государства по минимальной цене по итогам закрытых аукционов и перепродавали бизнесу. «Каждую копеечку», вырученную таким путём, по словам Тимофея Гусева, проверяли, – чтобы пошла на нужное дело.

В 2017 году систему закрытых аукционов реформировали, начав использовать для продажи леса лесхозам электронную торговую площадку «Сбербанк-АСТ».

– Аукционы перестали быть закрытой историей – доступ к ним имеет любое бюджетное учреждение, которое подтверждает государственную нужду в покупке леса, – сказал Тимофей Гусев. – На практике в них участвуют только лесхозы, но ведь это может сделать любое госучреждение. Также через электронную биржу лесхозы реализуют лес, который раньше директора лесхозов продавали бизнесу по прямым договорам. В 2018 годы через биржу проводили 50 процентов такого леса, в 2019-м – все 100 процентов.

Благодаря тому, что лес стали продавать на условиях конкурентной борьбы, за него удалось выручить больше средств. В 2016 году при старой закрытой системе за 290 тыс. кубометров леса лесхозы выручили 162 млн рублей, а в 2018-м за те же 290 тыс. – 248 млн рублей.

Средняя цена кубометра древесины выросла с 560 рублей до 850 рублей в 2018 году и до 920 рублей в 2019-м.

Часть вырученных средств лесхозы направили на лесохозяйственные и лесовосстановительные мероприятия, часть – на погашение долгов, которые, как объяснил Гусев, появились в результате работы неэффективной старой системы, не использовавшей возможности электронных торгов. Речь идёт о невыплаченных налогах, пенсионных и страховых отчислениях, кредиторской задолженности – всего 72 млн рублей.

– Сейчас больше половины долга удалось погасить, – заявил Гусев. – Кроме того, мы увеличили объем средств на лесовосстановление с 92 до 136 миллионов рублей. Наш регион – один из немногих в России, который полностью выполняет государственное задание.

В конце января представителей областного министерства природы ждёт встреча в региональном управлении ФАС, на которой они постараются доказать свою правоту. Если не удастся достичь понимания, разбирательство перейдет в арбитражный суд. В этом случае оно станет прецедентом.

Теги: Лес, УФАС