Воскресенье, 22 декабря 2024

13 мая 2022
Елена Кузьмина

В Банке России рассказали о схемах обмана, которые часто используют дистанционные мошенники

На сайте Центробанка появился раздел, рассказывающий о наиболее распространённых схемах, которые используют кибермошенники для хищения денег. Здесь есть и рекомендации по противодействию злоумышленникам. Они будут регулярно обновляться.

Мошенники оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные или финансовые данные, перевёл им деньги или даже взял кредит для последующей передачи денег в чужие руки, рассказали в ЦБ.

Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой.

Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Какие из них самые распространённые?

  • Мошенники предлагают проверить данные счёта на предмет утечки

Злоумышленники предлагают абоненту проверить, не попали ли данные счета или карты в руки третьих лиц. Для этого человеку присылают по электронной почте или иным способом ссылку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений.

На самом деле не существует сайтов, на которых можно проверить факт утечки банковских сведений. Как только человек введёт на этом сайте свои банковские данные, они оказываются у настоящих мошенников. После этого злоумышленники могут похитить деньги держателя карты или использовать его данные в противоправных целях.

Никогда не вводите данные своего счета, карты или персональные данные на сомнительных сайтах, не переходите по ссылкам из подозрительных электронных писем или SMS.

  • Запрашивают данные карты и подтверждающий код из SMS

Злоумышленники используют актуальную повестку для хищения средств. Например, якобы сотрудники банка звонят и сообщают о дефиците наличных рублей или валюты. Далее предлагают перевести деньги с карты или банковского счёта на некий «специальный счёт», с которого впоследствии человек сможет беспрепятственно снять средства.

Для открытия такого счёта злоумышленники запрашивают номер карты, включая трёхзначный код на её обороте, а также подтверждающий СМС-код от банка. Узнав эти сведения, они получают доступ к счету жертвы и переводят средства с него на свои счета.

При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор. Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону личные и финансовые данные, в том числе трёхзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код. Позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте финансового учреждения.

  • Предлагают перевести деньги на «специальный счёт Центрального банка»

В последнее время злоумышленники часто звонят человеку с сообщением о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счёта и для сохранности средства нужно перевести на «специальный» («безопасный») счёт в Центробанке.

На самом деле счёт, реквизиты которого называют злоумышленники, принадлежит им. Мошенники используют в схеме упоминание ЦБ, чтобы усыпить бдительность потенциальной жертвы.

Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведёт их счета и не совершает звонков гражданам. При поступлении такого звонка немедленно прервите разговор.

  • Убеждают оформить «встречный» кредит

Человеку звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него мошенники пытаются оформить кредит. Через короткое время ему снова звонят и уже могут представляться сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России.

Звонящий подтверждает, что на имя гражданина неизвестные действительно оформляют кредит и, чтобы предотвратить его незаконное оформление, необходимо как можно скорее оформить «встречный» кредит онлайн или в офисе банка. Сумма кредита должна совпадать с той суммой, которую оформляют неизвестные лица по его паспортным данным.

Для убедительности злоумышленники просят гражданина действовать быстро и никому об «операции» не рассказывать.

При поступлении такого звонка немедленно прервите разговор. Ни сотрудники банков, ни бюро кредитных историй не информируют граждан об изменениях в кредитной истории по телефону. Сообщить по телефону или каким-либо другим способом о попытке оформления кредита могут, как правило, только мошенники.

Теги: ЦБ, финансы, деньги, мошенничество