Суббота, 27 апреля 2024

27 января 2021
Редакция

Новгородский юрист разъяснил принцип работы статьи 73 Уголовного кодекса, применённой к Алексею Навальному

Новгородский юрист Константин Демидов разъяснил принцип работы статьи 73 Уголовного кодекса, применяемой в деле оппозиционера Алексея Навального.

В январе в системе Симоновского районного суда столицы появилось дело об отмене условного срока для оппозиционера Алексея Навального. В карточке в качестве обоснования отмены условного срока значится «неисполнение возложенных обязанностей, уклонение от возмещения вреда или совершение нового преступления».

У ФСИН возникли претензии к исполнению Навальным правил условного осуждения в конце декабря прошлого года, накануне истечения срока наказания. Служба опубликовала сообщение, в котором заявила, что оппозиционер «не выполняет возложенные на него судом обязанности и уклоняется от контроля уголовно-исполнительной инспекции». ФСИН обратила внимание на то, что, согласно материалам клиники «Шарите», где он проходил лечение после отравления, Навального выписали 20 сентября, а 12 октября он был здоров.

Во ФСИН заявили, что Навальному необходимо явиться в уголовно-исполнительную инспекцию. Тогда служба заявляла, что к нему может быть применена ч. 4 ст. 190 Уголовно-исполнительного кодекса. По ней уголовно-исполнительная инспекция может попросить суд назначить реальное наказание вместо условного, если осуждённый не выполняет обязанности, возложенные судом.

По словам Константина Демидова, суть статьи 73 Уголовного кодекса России об условном осуждении в том, что если суд осуждает человека к лишению свободы, но при этом считает, что он может исправиться без реального отбывания наказания, то наказание может быть условным.

— Приговор вступает в силу, осуждённому грозит наказание, но ему дают шанс, смотрят на то, как он будет себя вести. Если осуждённый сможет доказать, что исправился в течение условного срока, то наказание не состоится. Но если человек будет нарушать общественный порядок, скрываться, не будет исполнять другие обязанности, наложенные судом, то орган ФСИНа может поставить перед судом вопрос о том, что приговор нужно исполнить, — пояснил Демидов. — Некоторые неправильно думают, что если условное осуждение отбыто в большей его части, а в самом конце совершён серьёзный проступок, то основной срок наказания всё равно уменьшится. Но Уголовный кодекс так не работает. Наказание остаётся прежним, даже если осуждённый совершил проступок в последний день испытательного срока.

По мнению Демидова, нюанс ситуации с Алексеем Навальным ещё и в том, что приговор оппозиционер обжаловал в Европейском суде по правам человека и даже получил компенсацию от Российской Федерации. Но при этом ЕСПЧ не может отменить приговор, а ограничивается только лишь его оценкой. Замену или отмену решения суда это за собой не влечёт.