В пятницу, 18 октября, кинотеатр «Новгород» покажет фантастическую драму Ивана Соснина «Пришелец» (18+).
«Пришелец» родился из возможностей студии Red Pepper Film, бюджетных ограничений и безграничной фантазии. Сам режиссер жанр игриво назвал «русским-народном сай-фаем» — некой былиной об НЛО, которую вполне можно возвести в ранг деревенской мифологии или сельской легенды, услышанной под занавес праздника: «А помните, наш конюх Леха пропал? Говорят его тарелка в лесу прибрала».
Леша (Максим Стоянов) живет в уральской деревне, в доме, который скорее напоминает башню Татлина, только построенную из пластиковых бутылок и разнокалиберного мусора. Он слабо слышит и несловоохотлив: разговаривает только по делу и, как правило, с лежачей бабушкой. Всего себя он отдает странному делу — пытается установить связь с внеземными цивилизациями: чертит круги на полях и создает приборы, через которые получает сигналы. В деревне Лешу считают местным дурачком: «Ну что ты хочешь, генетика!» — его пропавшая когда-то мать была такая же. Леша не то чтобы нуждается в человеческом общении, но в нем есть стремление к иному. Можно сказать, герой ощущает разрыв между желанием слышать людей и тишиной; между собой, прикованным к деревенскому обществу, и ощущением причастности к чему-то превосходящему его самого. Он то и дело снимает слуховой аппарат, служащий ему проводником в мир людей
Верить или не верить — выбор каждого, как и устойчивость к потусторонним материям. Но нет сомнений, что мир приземленный и действительный, где чудного мужика называют «космонавтом» и то и дело посмеиваются над головой в облаках, обречен дать трещину, чтобы впустить в морозное небо нечто другое.
Соснин и команда сделали независимое кино, без господдержки, как говорится, на одном энтузиазме. При этом темы людей с особенностями развития, сказки, фантастики, человеческой агрессии и добра раскрыты так, что никакими субсидиями и заказами от высоких структур порой не добиться.
Но самое главное — можно констатировать, что Соснин продолжил традицию: как и Шукшин, он вывел в кино своего «чудика», который, в свою очередь, не оставит равнодушным ни одного зрителя, верящего в Чудо, как таковое.