Понедельник, 25 ноября 2024

12 февраля 2019
Редакция

На дне Волхова лежит пароход, затонувший в августе 1941 года

Дайверы клуба «Аквилон» обнаружили небольшой пароход в районе Селищ на 15-метровой глубине еще в начале 2000 годов. Айвар Степанов, председатель клуба и Новгородской областной федерации подводной деятельности, лично поднял клапан и гудок – они хранятся в музее Клуба юных моряков.

Исследователи погрузились в другие темы, корабль остался, где лежал, но в прошлом году они его некоторым образом еще раз нашли.

– Мы проверяли фарватер, надеясь найти останки древних судов, – рассказывает заместитель председателя федерации подводной деятельности Алексей Иванов. – И одновременно велись работы по поиску техники, утраченной в годы Великой Отечественной войны. Был обследован значительный участок Волхова – от северной границы Великого Новгорода до границы Новгородской и Ленинградской областей. Это чуть более ста километров. Выполнялась гидролокация, съемка дна.

К сожалению, древностей экспедиция не увидела. Хотя деревянные суда, частично замытые в грунт, в реке есть. Но в основном это баржи или барки – грузовые несамоходные суда, построенные в XIX веке, в лучшем случае в XVIII, но по-любому это – не древнерусские ладьи или дракары викингов. Вероятно, самое интересное река за столетия упрятала понадежнее.

Но кто сказал, что неинтересен пароход, спущенный на воду еще при царе, причем построенный, как выяснил Алексей Иванов, Новгородской речной пристанью?

Проведя работу в архивах, Иванов установил, что при эвакуации в годы Великой Отечественной войны было потеряно три парохода – «Омск» (до капитального ремонта в 1935 году – «Усердный»), «Кострома» и «Смелый». Последний отпадает: по всем данным, он был затоплен на Мсте, причем сделала это сама команда, опасаясь, что судно достанется врагу.

Кто же все-таки на дне у Селищ – «Омск» («Усердный») или «Кострома»?

– Не могу утверждать, но есть основания полагать, что там все-таки «Омск», – отвечает Иванов. – Мне удалось найти подробнейшее техническое описание этого судна, сделанное при капитальном ремонте. Такой корабль и лежит на дне Волхова: 19,5 метра длиной и 4,5 шириной. Если там все-таки «Кострома», тогда это были пароходы-близнецы.

Подробности этой истории читайте завтра, 13 февраля, в новом номере «НВ».

Теги: Волхов, подводная археология, история, Великая Отечественная война