Вчера, накануне празднования дня Победы, в новгородском интернет-сообществе «ЧП 53 Великий Новгород. Новости» появился призыв о помощи. Автором сообщения был Игорь Сазонов.
«Для новгородской полуторки нужен 80-й бензин. К сожалению, его нет больше на заправке Титан СН в Панковке, где покупался раньше. Подскажите, где купить, достать? Надо хотя бы 10 литров», – написал он.
В ответ на обращение быстро появились десятки отзывов, советов, подсказок и предложений о том, где можно приобрести нужное топливо. В итоге с бедой удалось справиться: Игорь Сазонов смог купить 80-й бензин на одной из новгородских заправок – 30 литров, с запасом.
«НВ» Игорь Сазонов рассказал, что приобрести топливо для легендарной полуторки, грузовика, который подводные археологи Новгородской областной федерации подводной деятельности в 2013 году обнаружили на дне реки Копка, в последнее время непросто. Такой бензин постепенно исчезает из продажи на АЗС, а для полуторки сегодня это самое подходящее топливо.
– Раньше бензин был с меньшим октановым числом, – рассказал Игорь Сазонов. – 80-й подходит сейчас лучше всего.
Как предполагает новгородец, не исключено, что на полуторке возможно использовать и бензин другой марки, и «скорее всего, в недолгосрочной перспективе ничего» автомобилю не будет угрожать.
– Она будет работать, – рассказал Сазонов. – Но не уверен, что это хорошо скажется на деталях двигателя. Да и свой характер есть у машины. Если не захочет ехать, не заведется ни в какую.
Напомним, грузовик времен Великой Отечественной войны марки ГАЗ-ММ, которая чаще всего называют просто полуторкой, был самым массовым отечественным автомобилем в Красной Армии. Он был найден 16 июня 2013 года подводными археологами Новгородской областной федерации подводной деятельности. Машина была обнаружена в реке Копка (недалеко от пересечения Сиверсова канала и Мсты).
Грузовик имел в составе груза один миномет и ящики с минами. В кабине обнаружен металлический ящик с документами партийной организации 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка, с подписями парторга, старшего лейтенанта Василия Федоровича Кузьменко. Некоторые из документов имеют гриф «Совершенно секретно». После изучения представленных архивных документов был сделан вывод о том, что единственным погибшим при затоплении поднятого автомобиля был старший лейтенант Кузьменко, человеческие останки принадлежали именно ему.
На автомобиле прекрасно сохранились маркировка и номер двигателя – 263544. Удалось установить, что машина была камуфляжной раскраски. Сохранился и деревянный кузов автомобиля. Музейные реставраторы обнаружили и фирменный газовский ключ зажигания, обломаннный в замке. Примечательно, что двигатель для грузовика был выпущен 4 июля 1941 год – на 13-й день войны.
По первичному анализу найденных документов был сделан вывод, что машина ушла под лёд в период боев за освобождение Новгорода, в январе 1944 года. Боевой расчёт полуторки входил в состав 5-й батареи 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка. Именно этому полку на следующий день после освобождения Новгорода – 21 января 1944 года -- приказом ВГК было присвоено почётное наименование «Новгородский».
После восстановительных работ полуторка неоднократно была участником шествия в рамках всероссийской акции «Бессмертный полк».
Теги: 9 мая, Великая Отечественная война, Бессмертный полк, полуторка