Телеграм канал Новгородские Ведомости

Четверг, 24 апреля 2025

09 мая 2019
Елена Кузьмина

Новгородцы помогли найти топливо для легендарной полуторки, чтобы она возглавила шествие «Бессмертного полка»

Вчера, накануне празднования дня Победы, в новгородском интернет-сообществе «ЧП 53 Великий Новгород. Новости» появился призыв о помощи. Автором сообщения был Игорь Сазонов.

«Для новгородской полуторки нужен 80-й бензин. К сожалению, его нет больше на заправке Титан СН в Панковке, где покупался раньше. Подскажите, где купить, достать? Надо хотя бы 10 литров», – написал он.

В ответ на обращение быстро появились десятки отзывов, советов, подсказок и предложений о том, где можно приобрести нужное топливо. В итоге с бедой удалось справиться: Игорь Сазонов смог купить 80-й бензин на одной из новгородских заправок – 30 литров, с запасом.

«НВ» Игорь Сазонов рассказал, что приобрести топливо для легендарной полуторки, грузовика, который подводные археологи Новгородской областной федерации подводной деятельности в 2013 году обнаружили на дне реки Копка, в последнее время непросто. Такой бензин постепенно исчезает из продажи на АЗС, а для полуторки сегодня это самое подходящее топливо.

– Раньше бензин был с меньшим октановым числом, – рассказал Игорь Сазонов. – 80-й подходит сейчас лучше всего.

Как предполагает новгородец, не исключено, что на полуторке возможно использовать и бензин другой марки, и «скорее всего, в недолгосрочной перспективе ничего» автомобилю не будет угрожать.

– Она будет работать, – рассказал Сазонов. – Но не уверен, что это хорошо скажется на деталях двигателя. Да и свой характер есть у машины. Если не захочет ехать, не заведется ни в какую.

Напомним, грузовик времен Великой Отечественной войны марки ГАЗ-ММ, которая чаще всего называют просто полуторкой, был самым массовым отечественным автомобилем в Красной Армии. Он был найден 16 июня 2013 года подводными археологами Новгородской областной федерации подводной деятельности. Машина была обнаружена в реке Копка (недалеко от пересечения Сиверсова канала и Мсты).

Грузовик имел в составе груза один миномет и ящики с минами. В кабине обнаружен металлический ящик с документами партийной организации 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка, с подписями парторга, старшего лейтенанта Василия Федоровича Кузьменко. Некоторые из документов имеют гриф «Совершенно секретно». После изучения представленных архивных документов был сделан вывод о том, что единственным погибшим при затоплении поднятого автомобиля был старший лейтенант Кузьменко, человеческие останки принадлежали именно ему.

На автомобиле прекрасно сохранились маркировка и номер двигателя – 263544. Удалось установить, что машина была камуфляжной раскраски. Сохранился и деревянный кузов автомобиля. Музейные реставраторы обнаружили и фирменный газовский ключ зажигания, обломаннный в замке. Примечательно, что двигатель для грузовика был выпущен 4 июля 1941 год – на 13-й день войны.

По первичному анализу найденных документов был сделан вывод, что машина ушла под лёд в период боев за освобождение Новгорода, в январе 1944 года. Боевой расчёт полуторки входил в состав 5-й батареи 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка. Именно этому полку на следующий день после освобождения Новгорода – 21 января 1944 года -- приказом ВГК было присвоено почётное наименование «Новгородский».

После восстановительных работ полуторка неоднократно была участником шествия в рамках всероссийской акции «Бессмертный полк».

Теги: 9 мая, Великая Отечественная война, Бессмертный полк, полуторка