Ученый-урбанист в Великом Новгороде не впервые. Но в этот раз был несколько удивлен тем, что численность жителей города сокращается.
- В 80-х годах в ряде районов Новгородской области проводил изучение процесса оттока населения в агломерации. Эти территории для полевого анализа были выбраны неслучайно — они находятся между двумя мощными пылесосами — Москвой и Питером, втягивающими человеческие ресурсы. Помимо этого, сельское население оттягивал и сам Новгород. Так вот тогда, по итогам наших изысканий, мы с коллегами пришли к выводу, что город на Волхове, имея около 250 тыс. населения, вполне может быть в перспективе агломерационным ядром. Однако мы не рассматривали вариант существенного сокращения численности населения столицы вашего региона. А оно произошло. И это не радует, - рассказал Павел Полян.
Павел Полян - один из разработчиков популярной в СССР концепции опорного каркаса расселения, опирающейся, в том числе, и на теорию агломераций.
- Управленцы понимают, что объединение, слияние территорий может дать некую концентрацию ресурсов, в том числе и денежных. И часто, руководствуясь только финансовыми соображениями, предлагают объединять города, деревни, регионы. И называют это модным, но бессодержательным в их интерпретациях словом «агломерация». Приходилось слышать о Вологодско-Череповецкой и Новгородско-Псковской агломерациях, - говорит Полян. - В реальности же такое сложно себе представить. Границы агломерации зависят от многих факторов. В том числе, от личного транспорта, увеличения средних скоростей в зоне потенциального объединения. Конечно, учитывая развитие технологий, можно предположить, что из Новгорода в Псков можно будет доехать и за час-полтора. Когда-нибудь в будущем, но не факт, что в ближайшем. Да и не одна только транспортная составляющая способна негативно сказаться на развитии агломерации.
О городских агломерациях, будущем сельских территорий и миграционных процессах читайте в интервью с ученым-урбанистом Павлом Поляном в завтрашнем номере «НВ».
Теги: агломерация, урбанистика, Великий Новгород, Псков