Пятница, 19 июля 2024

27 января 2020
Анна Мельникова

Предприниматель Алексей Куштовский рассказал, почему взялся за благоустройство и какой видит удобную городскую среду

В сентябре новгородский предприниматель, член общественного совета администрации Великого Новгорода Алексей Куштовский по личной инициативе начал благоустройство части улицы Свободы в областном центре – от проспекта Мира до своего торгового центра «Барк». На территории была уложена брусчатка, насыпан гравий, установлены фонари. А спустя время там появился и арт-объект «#СВОБОДА». «НВ» поговорили с коммерсантом о том, почему в деле благоустройства города не обойтись без поддержки бизнеса.

Алексей Анатольевич, а в чём был ваш интерес?

– Ещё на стадии проектирования торговых павильонов, которые принадлежат моей фирме, я обещал администрации города, что они статут показательным объектом, примером того, как постройки могут украсить улицу. Ко мне было доверие, которое я не мог обмануть. Конечно, можно было бы ограничиться только их сооружением. Но благоустройство территории от павильонов до торгового центра уже давно напрашивалось. Да и покупателю гораздо приятнее идти от одной торговой точки до другой по ухоженной дорожке. А если будет некрасиво, неряшливо, то и торговому центру сложно будет выжить, люди просто перестанут его посещать.

Как появилась идея установить арт-объект?

– Идея сделать именно такой арт-объект принадлежит моему другу. Она возникла спонтанно и без всякого умысла. А знак хештега – своеобразная привязка к современности. Проект нам помогла разработать дизайнерская мастерская из Великого Новгорода. В благоустройстве учитывали мнение и пожелания жителей соседних домов. В будущем на площадке с инсталляцией появятся урны и скамейки. Они пока хранятся на складе. Так что благоустройство ещё не закончено. Рядом с павильонами будет оборудована парковка. Асфальтированное место для автомобилей появится и за торговым центром со стороны улицы Кочетова.

Сколько денег было потрачено, чтобы привести в порядок территорию?

– Все работы по благоустройству этой территории обошлись примерно в 3 миллиона рублей. Не ожидал, что будет так дорого. Когда начали работы, обнаружили отсутствие дренажа и старые бетонные конструкции. Пришлось возникшие проблемы решать по ходу дела, и, соответственно, проект под это подгоняли. Например, скрыть тепловую камеру можно было только декоративным забором. Хотелось сразу высадить крупные туи. Но, по рекомендации специалиста, не стали этого делать. Поскольку придать деревьям нужную форму можно тогда, когда они ещё маленькие.

Удаётся ли вам спокойно реагировать на акты вандализма по отношению к тому месту, что было благоустроено вашими усилиями?

– Я предполагал, что такие случаи будут, поэтому закупил в два раза больше фонарей, чем установлено сейчас. Правда, не был готов, что однажды их все собьют. Неприятно, когда вредительством занимаются взрослые люди. Жильцы из девятиэтажки видели, как один подвыпивший мужчина вырвал из земли гортензию, чтобы преподнести её своей подруге. Естественно, они сделали им замечание. Взрослыми было украдено несколько туй. Менее болезненно я реагирую на разрушения, сделанные детьми и подростками, – как говорится, здесь нужно «понять и простить». В силу возраста они часто не понимают, что поступают скверно. Но конструкцию с фонарями мы укрепили.

Я для себя давно определил: если что-то сломано, замусорено, надо сразу восстановить и очистить. Иначе в этом месте продолжат крушить и мусорить. На улице Санкт-Петербургской у моей фирмы есть помещение, рядом с которым разбита клумба. Как только она появилась, из неё постоянно выкапывали кусты хосты, георгины. Но мы на месте исчезнувших растений сажали новые. В результате спустя два года клумбу никто не трогает.

Вы знаете о том, что мэрия в отчёт о выполнении программы благоустройства за прошлый год включила и то, что сделано за счёт вашей фирмы?

– Ничего страшного для себя в этом не вижу и отношусь к этому спокойно. Без поддержки мэрии обустройства территории не было бы, тем более что она принадлежит городу.

Одна из самых последних популярных тем для обсуждения – как сделать среду нашего проживания комфортной, удобной. Что, по вашему мнению, нужно делать в этом направлении?

– Комфортная городская среда для меня – когда проект по благоустройству полностью завершён и после выполнения работ убран весь мусор. У пешеходных дорожек должны быть удобные спуски для детских колясок и маломобильных граждан. Если ремонтируется тротуар, то рядом с ним обязательно надо не только сделать бордюр, но и подсыпать к его границам землю, чтобы там впоследствии появился газон. Но часто такие нюансы вообще не продумываются. Между тем ТСЖ, управляющие компании, советы домов могли бы организовать жильцов для того, чтобы они помогли, например, разровнять землю, посеять траву. К сожалению, сейчас непонятно, кто отвечает и ухаживает за зелёными зонами в городе, многие из них заросли бурьяном и кустами. Чего стоит только территория рядом с Водоканалом по Юрьевскому шоссе, где страшно ездить автомобилистам и идти пешеходам.

С этого года в областном центре начали действовать Правила по благоустройству, обязывающие собственников зданий следить не только за своей территорией, но ещё и за прилегающей. Как полагаете, будет от них толк?

– Эти правила действовали несколько лет назад, и город, я считаю, был намного чище. Если рядом с торговым павильоном находился мусор, то тут же приходил инспектор контрольно-административного отдела, готовый выписать штраф. Иногда только под угрозой наказания людей можно приучить к порядку и чистоте. Мысль о благоустройстве должна быть в голове каждого человека. Сейчас остановки в Великом Новгороде, рядом с которыми часто можно увидеть несанкционированную торговлю на ящиках и коробках, несколько киосков и ларьков с тянущимися проводами больше напоминают мини-рынки. Всё это выглядит неопрятно. Можно было бы на их месте предусмотреть какой-то один маленький торговый комплекс, что выглядело бы намного аккуратней. А вообще, если рассуждать о магазинах шаговой доступности для населения, то продуктовые киоски необходимо перенести с центральных улиц на второстепенные.

А ваш торговый центр готов меняться? Например, в этом году для уменьшения визуального шума в Великом Новгороде планируют использовать дизайн-код – свод правил в дизайне по оформлению рекламных вывесок. Вы поддерживаете эту идею?

– С фасада моего торгового центра реклама убрана. Мы давно решили, где ей место и где она допустима. Но бывает, что администрации федеральных торговых сетей настаивают, чтобы логотипы их магазинов были размещены именно там, где они считают нужным. Иначе обещают уйти с площадей. А торговым центрам без них сейчас не выжить. Ведём переговоры, ищем решения, чтобы они устроили обе стороны. Я – за дизайн-код. Вывески названий торговых точек на моём торговом центре оформлены в едином стиле. Правда, арендаторам иногда требуется объяснять, что вывеска только с названием их торговой секции, вроде «Ромашка», «Танечка» и так далее, для покупателя не информативна. Больше пользы она принесёт, если на ней указать, что в магазине можно купить.

Теги: Городская среда, благоустройство, бизнес