Суббота, 21 декабря 2024

31 января 2020
Мария Клапатнюк

Читаем с «НВ»: Кристина Гептинг «Сестрёнка»

Во второй своей крупной работе, повести «Сестрёнка», новгородская писательница Кристина Гептинг снова берётся за трудную, остросоциальную тему — насилие в семье.

Снова — потому что и первая повесть Гептинг «Плюс жизнь» о ВИЧ-положительном молодом человеке поднимает актуальные проблемы современного общества, это если говорить языком шаблона. Или проще - Кристина пишет о том, про что большинство с ожесточением шушукается в полголоса. Возможно, именно поэтому судьба дебютной повести Гептинг сложилась весьма удачно: первое место премии «Лицей» в 2017 году, публикация в крупном издательстве.

Но вернёмся к не менее острой и даже более больной, судя по заявленному содержанию, «Сестрёнке».

В аннотации читаем: «Десять лет назад жизнь Юли трагическим образом изменилась. Детство закончилось, наступили годы вранья и самоистязаний. «Сама виновата, с хорошими девочками не происходит плохих вещей, ты все придумала!» Но в этом году, собравшись вместе с родными за общим столом, Юля нашла в себе силы признаться, какой кошмар пережила дома у бабушки. Вот только поверят ли ее словам?».

Словам — не поверят, кошмар — изнасилование, которому героиня подверглась в подростковом возрасте. Насилие совершил старший брат Юра, отношения с ним не сложились с младенчества. А семья, конечно, ничего не заметила. В литературе – бывает.

На свет божий всё выходит много лет спустя - на первых странницах книги. Взрыва и бури эмоций не происходит, в воздухе повисает пауза. В этой тишине читатели и узнают, как жили герои все эти годы: по отдельным ретроспективам и имеющимся на день сегодняшний портретам.

Все женщины — жертвы, так или иначе переживающие травму, нанесенную мужчинами. Мужчины — если не поголовно опустившиеся моральные уроды, то успешно следуют в указанном направлении.

Полутона и какие-либо отклонения от заданного шаблона для «Сестрёнки» не характерны. В повесть собрано всё — и в концентрированном виде: депрессия и антидепрессанты, молчание и булимия, дедовщина и пьянство, православие и уход в монастырь, как способ спрятать голову в песок.

Слишком чётко, можно сказать нарочито расставленные акценты, производят впечатление, что «Сестрёнка» не столько художественное высказывание, сколько сборник упражнений и тренингов для подготовки волонтёров, непрофессионально работающих со сложными категориями населения.

Из-за излишней схематичности повесть кажется ненастоящей. Двигающиеся манекены вызывают в лучшем случае недоумение, чаще - раздражение.

Стоит ли ставить это в вину автору? Сложный вопрос. Потому что написать «настоящую» книжку с таким больным сюжетом может лишь человек, на собственном опыте переживший хотя бы часть того, о чём он пишет.

Что-что, а желать такого расклада кому бы то ни было совсем не хочется. Даже если результатом станет литературный шедевр.

Теги: литература, Читаем вместе, Сестрёнка