Воскресенье, 22 декабря 2024

20 февраля 2020
Елена Кузьмина

Новый руководитель областного Фонда капремонта прокомментировала тему пугающих квитанций

Сегодня, 20 февраля, новый генеральный директор регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) Ольга Ходкова провела первую пресс-конференцию для журналистов.

На встрече зашла речь об ажиотаже, причиной которого, напомним, стала рассылка квитанций по оплате взносов за капремонт с указанием суммы долга. Немало жителей области увидели в платёжках солидные цифры. Для многих они стали очень неприятным сюрпризом.

Наиболее острая ситуация сложилась в Великом Новгороде, где сотни несогласных горожан отправились в здание Фонда, чтобы понять, как у них появились долги. Большинство людей утверждают, что исправно вносили платежи, а в квитанциях указаны неверные цифры.

На пресс-конференции Ольга Ходкова повторила то, что ранее говорили её сегодняшние подчинённые по поводу темы задолженностей.

– Работа с должниками не новая для Фонда капремонта. Она продолжается, – сказала она. – Информацию о задолженности в квитанциях по уплате взносов мы не выставляли в связи с переходом на новую систему учёта. Эта работа шла в течение года.

В прошлом году Фонд завершил её и начал поэтапно рассылать жителям муниципалитетов квитанции с указанием долга. Жители Великого Новгорода такие квитанции получили в январе.

Ранее Ольга Ходкова работала в областном министерстве ЖКХ и ТЭК, а до того в инспекции жилищного надзора. Она выиграла конкурс на пост руководителя Фонда и 17 февраля официально вступила в должность.

Ходкова исключила возможность сбоя при смене системы учёта и некорректном переносе информации о долгах. Вся информация о платежах и долгах была перенесена автоматически. Сомневаться в этих заверениях заставляют формулировки, которыми пользуется Ольга Сергеевна, говоря, что «в большинстве случаев» данные о задолженностях подтверждаются. Из этого следует, что Фонд всё-таки допускает погрешность в подсчётах.

На сегодняшней пресс-конференции журналистам рассказали и об одном из нюансов обработки информации по взносам, который стал причиной ложной тревоги среди добросовестных плательщиков.

Сумма в квитанции зависит от того, когда именно владелец квартиры вносил платёж. Закон разрешает это сделать до конца месяца, следующего за учётным. К примеру, платёжки за декабрь 2019 года Фонд рассылал в том же месяце, но заплатить взнос можно было до 31 января. Платёжки за январь можно оплачивать в феврале, за февраль – в марте и т. д.

Используемая в Фонде система учёта взносов «берёт» в расчёт платежи, выполненные примерно до третьей декады учётного месяца. К примеру, в январе 2020 года программа «видела» платежи, внесённые до 23 декабря 2019-го. Если гражданин заплатил декабрьский взнос 22 декабря, система «увидела» его платёж в январе, если заплатил 24-го, – «не увидела» и автоматически «приписала» так называемую текущую задолженность в январской платёжке. Хотя де-факто деньги гражданина уже лежали на счету в Фонде капремонта. В февральской квитанции долга за декабрь быть уже не должно.

Именно такую текущую задолженность большинство горожан и увидело в своих квитанциях. Новгородцы резонно обратились с вопросами в Фонд капремонта. Возмущение людей нельзя не понять, – никому не хочется быть должником. Ещё меньше хочется тратить личное время на поход в единственный на весь город офис учреждения и волноваться по поводу долга, которого на самом деле нет. Труднее всего пришлось пожилым жителям областного центра, которым лишнее волнение совсем ни к чему. Всего этого можно было избежать, если бы сотрудники Фонда просто предупредили бы собственников квартир.

В последнем квартале 2019 года Фонду удалось взыскать с должников около 70 млн рублей. В настоящее время жители области задолжали по взносам на капремонт МКД около 500 млн рублей. Собираемость взносов достигает более 85%. Это хороший показатель, говорит Ольга Ходкова.

Ольга Ходкова пояснила, что до перехода на новую систему учёта суммы задолженностей в квитанциях указывали, а на время перехода в платёжках писали, что долг не указывается временно, в связи с изменением программного обеспечения.

Хороший способ быстро получить информацию о задолженности – создать Личный кабинет на сайте Фонда капремонта. Это поможет увидеть не только все внесённые платежи, сумму долга, если он есть, но и работы по капитальному ремонту, которые уже успели выполнить в доме или еще планируют. По словам Ходковой, в 2019 и 2020 годах жители области создали более 4800 Личных кабинетов на интернет-странице Фонда.

Ещё одной частой причиной для споров по поводу пугающих платёжек стали долги прежних хозяев квартир. Нередко жилье продают вместе с задолженностью, которую старые владельцы накопили перед Фондом капремонта. Новые собственники по доверчивости и неопытности не проводят проверку, а потом сталкиваются с проблемой.

– Взносы начисляют на жилое помещение, и долги по платежам переходят к новым владельцам квартиры, – пояснила Ходкова.

В этом случае новые хозяева должны договориться с истинными должниками об уплате взносов либо мирным путем, либо через суд, либо всё-таки оплатить чужой долг, если сумма не стоит лишних переживаний. Выставить счёт старым хозяевам квартиры Фонд капремонта не имеет права.

И наконец ещё одной, правда, куда более редкой причиной спорных ситуаций стала смена расчетных счетов, на которые собственники квартир перечисляли взносы за капремонт. Это произошло в 2016 году. Некоторые собственники продолжили вносить платежи на старые номера счетов, и деньги «зависали» в банке, не поступая на новые счета.

По словам заместителя гендиректора учреждения Алексея Кожевникова, таких случаев очень мало. Сейчас Фонд ведет переговоры с банками, чтобы определить суммы «зависших» там денег и вернуть их плательщикам.

Теги: Коммуналка, ЖКХ, капремонт, фонд капремонта